Sibirica

24

Mar, 2023

Friday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 16:29

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
  • Этнология

Этнология

Этнология — (Ethnologie; l,Ethnologie, от греч. — народ и — суждение) — наука о народах мира. Хотя термин Э. был введен в научный обиход еще в 1784г. А. Шаванном, своим распространением он обязан В. Эдвардсу и А.-М. Амперу (конец 20-х — начало 30-х годов XIX в.); последний определил место Э. среди гуманитарных наук наряду с археологией, историей и т.д., противопоставляя при этом «элементарную Э.» и «сравнительную Э.» (по аналогии с этим наименованием О. Конт создал в 1836г. термин «социология»). В 30-40-е годы XIX в. в ряде стран Европы и Америки возникли первые общества Э.: «Парижское общество этнологии» (1839), «Американское этнологическое общество» (1842) и др.
На этом этапе Э. включала в свою предметную область и физическую антропологию. Это нашло отражение, в частности, в уставе «Парижского общества этнология», где к сфере Э. относилось «изучение особенностей человеческих рас, специфики их физического строения, умственных способностей и морали, а также традиций языка и истории». С середины XIX в. возникает тенденция противопоставлять Э. как науку о народах и антропологию как науку о человеке. Проявлением этого было, например, возникновение в Германии «Общества антропологии, этнологии и предыстории» (1869), в Италии — «Итальянского общества антропологии и этнологии» (1871 ) и т.д. Эта позиция в определении соотношения между Э. и антропологией была представлена на Международном географическом конгрессе в Париже (1875), в рамках которого работала секция антропологии, этнологии и доисторической археологии. Позднее она была подтверждена фактом создания Международного союза антропологических и этнологических наук и проведения с антропологических и этнологических наук и проведения с 1934г. Международных конгрессов антропологических и этнологических наук (МКАЭН).
Наряду с этим со второй половины XIX в. сложилась и иная традиция — рассматривать Э. в качестве составной социальной части антропологии (так, созданные в 1843 г. в Англии «Этнологическое общество» и в 1863 г. «Антропологическое общество» были в 1871г. преобразованы в «Королевский Антропологический институт Великобритании и Ирландии»).
Своеобразное толкование проблемы соотношения Э. со смежными науками было предложено Э. Дюркгеймом, который рассматривал Э. как описательную дисциплину, материалы которой обобщаются социологией. В противоположность этому широкое распространение на Западе получил взгляд, согласно которому Э. понимается как наука о народах (преимущественно «примитивных»), тогда как этнография рассматривается как совокупность эмпирических данных о них. Наконец, в трудах К. Леви-Строса этнография, Э. и антропология представляются как три последовательных этапа в процессе научного познания культуры человечества: этнография включает полевые исследования, классификацию и описание отдельных проявлений культуры; Э. — первый шаг к синтезу в географическом, историческом или систематическом направлениях; антропология стремится познать человека вообще. Таким образом, по мнению К. Леви-Строса, «этнография, Э. и антропология не являются тремя разными дисциплинами или различными концепциями одних и тех же исследований. Это действительно три этапа или три временные стадии одного и того же исследования, и предпочтение, отдаваемое тому или иному из этих терминов, отражает лишь особое внимание, уделяемое одному типу исследования, который никогда не может быть полностью отделен от двух других» (Леви-Строс. 1983. С.315).
В русской науке сложилась традиция понимания этнографии и Э. как синонимов (наряду с «народоведением»). Преимущественное распространение в России с конца XIX в. получило понятие «этнография», в которое в равной мере включались как описательный, так и теоретический уровень исследования. Соответственно Н.М. Харузин определял этнографию как «науку, которая, изучая быт отдельных племен и народов, стремится отыскать законы, согласно которым шло развитие человечества на низших ступенях культуры» (Харузин. 1901. С.37). Примерно в том же значении у нас в 20-е годы использовался термин Э. Если в начале ХХ в. Н.М. Могилянский считал этнос главным объектом этнографического исследования, то П.Ф. Преображенский видел в разработке понятия «этнос» «первую задачу этнологической работы». В конце 20-х годов в советской этнографической науке возобладало отрицательное отношение к Э. На совещании этнографов 1929 г. было высказано мнение о том, что, «поскольку этнология претендует на звание отдельной от социологии дисциплины, она должна быть признана не чем иным, как буржуазным суррогатом обществоведения». Следствием этого было полное вытеснение «этнографией» термина Э. В настоящее время обозначение науки о народах мира как «этнографии» учитывает сложившуюся традицию, хотя в этимологическом отношении термин Э. имеет определенные преимущества (Бромлей. 1973. С.181).
М.В.Крюков

Разделы науки
Общая этнография
Полевая этнография
Реконструктивная этнография
Этноискусствознание
Вещеведческая этнография
Технологическая этнография
Этноархеология
Этническая история
Методологическая этнография
Локальныые этнические группы
Региональная этнология
Этнография стран
Континентальная этнография
Мировая этнография

Литература

Averkieva. U istokov Etnographii

Lynsha_ Chaild i Neoevolutsionizm2001_5

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин