Sibirica

26

Mar, 2023

Sunday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 05:33

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Этнология
  • Технологическая этнография

Технологическая этнография

В качестве истока возникновения данного направления можно рассматривать Технологический детерминизм Л.Уайта. Согласно этим представлениям содержанием динамики культурных изменений будет степень энергооснащенности человечества. Энергетическую теорию эволюции культуры Л.Уайт развивал под влиянием В.Оствальда и других сторонников энергетизма. Основой его воззрений явилось положение В.Оствальда, согласно котоому «история цивилизации будет историей возрастания человеческого контроля над энергией». В соответствии с данным Л.Уайт предлагал рассматривать культуры как формы организации и системы по преобразованию энергии. Стоит заметить, что он использовал в культурологии понятие «энтропия» как степень организованности процессов. Во всей Вселенной господствуют законы термодинамики, по кᴏᴛᴏᴩым энергия стремится к равномерному рассеянию в пространстве, а структура Вселенной — к упрощению (увеличение энтропии), в пределе к некоему абсолютно равновесному состоянию (тепловая смерть Вселенной). При этом в живых организмах и сообществах людей процесс идет в противоположную сторону, в направлении усложнения структуры и накопления энергии. Л.Уайт настаивал на включенности исторического прогресса в системы глобального космического взаимодействия.

Критерием прогресса в эволюции культур он считал возрастание количества энергии, используемой общностью. История представлялась ему беспощадной битвой людей с природой за все больший уровень контроля над энергией. Стоит заметить, что он даже неоднократно использует слово «обуздание» для описания ϶ᴛᴏго процесса. Первым уровнем и источником энергии являлся человеческий организм. Эра человеческой энергии сменилась эрой покорения солнечной энергии в форме возделывания культурных растений и использования домашних животных. Затем наступили эпохи ветра, воды, органического топлива, и, наконец, в XX в. люди осваивают атомную энергетику.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что критерий общественного прогресса, согласно Л.Уайту, состоит в: «1) количестве обуздываемой за год энергии на душу населения; 2) эффективности технологических средств контроля и использования энергии; 3) количестве производимых продуктов и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности»(8). В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данными положениями «цель» потока культурных изменений — аккумулировать и придавать структурную форму энергии, рассеянной в пространстве или существующей в потенции в окружающей природе. Хотелось бы заметить, что предложенный Л.Уайтом критерий прогрессивного развития описывает развитие технологических цивилизаций, но не затрагивает огромное разнообразие культурных общностей, имеющихся на Земле. Кроме ϶ᴛᴏго, не ясно, есть ли качественные стадии энергетического развития человечества или присутствует исключительно количественный рост в различных формах энергетики.

Признавая решающую роль энергетического базиса, Л.Уайт практически отождествлял уровень технологического и культурного развития. Более того, он полагал, что каждому способу «обуздания энергии» ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют определенные культурные ценности, идеология общества. «Можно предсказать, — повествовал он, — тип социальной идеологии для общества с паровой машиной и атомным реактором»(9). Подобный способ рассмотрения культур получил название технологического детерминизма.

Отметим, что технологический детерминизм проявился и в интерпретации значения частей или слоев культуры. Культурная система состоит из трех уровней: «технологический слой в основании, философский наверху и социологический между ними»(10). Отметим, что технологический уровень первичен, вся культура основана на нем и зависит от него. Отметим, что технология, по Л.Уайту, — ϶ᴛᴏ совокупность материальных, механических, физических средств и техники их использования. При помощи них человек как животный вид взаимодействует с природой. Отметим, что технологический слой делится также на орудия и энергию. Стоит заметить, что он предопределяет содержание социологического или социального уровня, состоящего в межперсональных отношениях. Философский или идеологический слой в культуре содержит в себе культурные ценности, искусство и тому подобное, выражает технологические силы и демонстрирует социальные системы.

1. White L. A. Ethnological Essays. Albuquerque, 1987. P. 144.

2. Работы Л. А. Уайта по культурологии. М.,1996. С. 162.

3. Ibid. P. 164.

4. White L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. N.Y.,1949. P. 328.

5. Ibid. P. 165.

6. Работы Л. А. Уайта… С. 137.

7. White L. A. Ethnological Essays… P. 274.

8. White L. A. The Science of Culture… P. 368.

9. White L. A. Nations as Sociocultural Systems // Ingenor. 1968. №5.

10. White L. A. The Science of Culture… P. 366.

Рекомендуемая литература

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.,1979.

Работы Л. А. Уайта по культурологии. М.,1996. The Revolution of Culture: the Development of Civilization to the Fall of Rome. N.Y.,1959.

White L. A. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. N.Y.,1949.

White L. A. Nations as Sociocultural Systems // Ingenor. 1968. №5.

Источгик:  А.А. Белик. Культурология. Антропологические теории культур

Похожие обьекты:
Экономические теории и цели общества — Джон Кеннет Гэлбрейт.
Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21 веке — М.Ю. Зеленков.
Основы теории общения — М.С. Журов.
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на книгу — Культурологи. Антрополгические теории культур — А.А. Белик. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «3. Технологический детерминизм Л.Уайта. Структура культуры») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Культурологи. Антрополгические теории культур — А.А. Белик. в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Культурологи. Антрополгические теории культур — А.А. Белик., 2012. Книга Культурологи. Антрополгические теории культур — А.А. Белик., 2013 год. 3. Технологический детерминизм Л.Уайта. Структура культуры.

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин