Вы находитесь здесь:
Вещеведческая этнография
компонент материальная культура (поселения, жилище, одежда, пища, утварь) исследовательском плане выделяется в какой-то степени условно. Вычленение материальной культуры и ее составляющих в самостоятельный раздел при полевом сборе материал, методически более традиционно. В то же время, она производна от хозяйственного быта и является для этнической общности внешним, как бы потребительским его свойством. Не случайно, что в поле материальная культура всегда исследуется в связи со способами хозяйственной деятельности. Полевое изучение материальной культуры не означает простого переведения. Опираясь на первое положение полевой этнографии о необходимости сбора полевого материала не просто об отдельных компонентах традиционно-бытовой культуры, но и связях существовавших между ними, следует иметь в виду методическое положение высказанное С.А. Токаревым: «Этнографа вещи интересуют не сами по себе, а в их отношениях к людям». Поэтому конкретные вещеведческие описания, не только па уровне систематизации, но и при сборе материала, следует рассматривать не в качестве конечной цели этнографического исследования, а как вспомогательный прием. Любая материальная вещь интересует этнографа только в плане ее социального бытования1. Поэтому любой элемент материальной культуры отражает в себе хозяйственные занятия, систему социальных связей, мировоззренческие мотивы и т.п.
Такая установка при сборе полевого материала о материальной культуре является оптимальной или даже абсолютной. Частную методику и объем информации, которую нам необходимо получить, все же диктует проблематика. Так, если ставится задача сбора материала об отражении традиционного миропонимания в жилище, более чем вероятно, что мы можем упустить такой вопрос, как история развития жилища в границах конкретной историко-этнографической области. Поэтому полевая этнография должна преследовать свою, может быть в какой-то мере более универсальную, по сравнению с частной исследовательской целью, цель сбора информации о конкретном элементе культуры. В качестве такой цели, прежде всего, следует полагать Фиксацию изучаемого объекта, его структурных и генетических связей при помощи всех составляющих метода непосредственное наблюдения. Это позволяет сконцентрировать информацию, которую в дальнейшем можно использовать в связи с конкретной проблематикой. При таком условии не следует пренебрегать частной проблематикой стоящей перед исследователем. Такой материал можно собирать на уровне подпрограммы, при изучении объекта в целом. Если мы опять вернемся к примеру с жилищем, то материал о нем следует собирать монографически с выделением частной, более разработанной подпрограммы о жилище в традиционной системе миропонимания. Такой подход требует больше времени, но удовлетворяет основной цели полевой этнографии по Формированию емкого в информационном отношении этнографического источника. Материальная культура определяется как объекты (предметы, вещи) материально существующие в пространстве в определенные временные периоды. К ним относятся орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища, одежда и украшения, средства передвижения, утварь и предметы домашнего обихода1. Иногда она определяется как продукт материальной деятельности людей2. Некоторые из элементов, составляющих материальную культуру, были рассмотрены в разделе «Хозяйственный быт», другие, своей атрибутикой и выполняемыми Функциями, специфичны и менее явно связаны с прочими компонентами культуры. Поэтому в полевых условиях они, как правило, описываются в качестве самостоятельных объектов. В. А. Козьмин полевая этнография//http://lib.znate.ru/docs/index-200761.html