Sibirica

27

Mar, 2023

Monday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 04:01

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Основания археологии (общая археология) (с1′)
  • Философская археология (философские основания археологии)

Философская археология (философские основания археологии)

Философмая археология(философские основания археологии)— система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины археологического прошлого, идеалы и нормы археологической науки и которые служат одним из условий включения археологических научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.
В фундаментальных областях исследования развития археологической науки, часто археологи имеет дело с объектами, еще не осознанными в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется не тогда, когда они были открыты, а в более позднюю историческую эпоху). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира прошлого (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры археологической науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразном согласовании с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с доминирующими смыслами универсалий культуры. Такое согласование обеспечивают философские основания археологической науки. В их состав входят наряду с обосновывающими постулатами также идеи и принципы, которые определяют эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку научной картины мира и нормативных структур археологической науки, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, благодаря которой они обретают признание и включаются в культуру. Философские основания гетерогенны: они допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности.
Философские основания археологической науки не тождественны общему массиву философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, археологическая наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.
Формирование философских оснований археологической науки и их изменение требуют не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т. п.). Они осуществляются путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, конкретизации исходных философских идей, их уточнения, формирования новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс ис следований на стыке между философией и конкретными науками осуществляется совместно философами и учеными-специалистами. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности является важнейшим аспектом философии и методологии науки. В историческом развитии науки особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований, сыграли выдающиеся ученые, соединявшие в своей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор, Вернадский и др.).
Литераатура
Юдин Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986;
Каире А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1987;
Швырев В. С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988;
Никифоров А. Л. Философия науки. История и методология. М., 1998; Степан В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992; Он же. Теоретическое знание. М., 2000.
В. С. Степин

Разделы
Общая философская археология
Онтологическая археология
Гносеологическая [эпистемологическая] ар¬хеология
Логическая археология
Аксиологическая археология
Детерминистическая археология
Диалектическая археология
Категориальная диалектическая археология
Классификационная диалектическая археология
Концептуальная диалектическая археология
Целевая диалектическая археология
Энциклопедическая диалектическая археология

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин