Вы находитесь здесь:
Диалектической археология
Диалектической археология применяет законы диалектики для исследования закономерностей исторического процесса.
Ю.П.Холюшкин
Ей соответствует изложенная Л.С.Клейном диалектическая концепция (контроверсного развития), которая может рассматриваться как ответвление предшествующей концепции параллельного развития. Она тоже признает раздельное развитие, но в соответствии с позиций таких критиков Куна, как социолог Барнс (Barnes 1974), видит в истории науки противостояние, соревнование и борьбу течений, нередко в виде борьбы региональных школ. Однако в то же время она воспринимает мир цельным и историю науки единой, а противостоящие теории во многом взаимодополнительными. Это моя концепция. Еще в своей «Панораме» 1977 г. я рассматривал теории обоих лагерей в их историческом развитии как влияющие друг на друга, взаимозависимые и взаимодополнительные, а в своих теоретических построениях я не предусматриваю отдельные теории для первобытной и античной археологии. Археология для меня, как для Чайлда, одна. В статье, написанной в 1978 г. как отклик на мою «Панораму» и озаглавленную «Теперь уже не с другой планеты» (Trigger 1978), Триггер отмечал удивительное сходство в идеях двух враждующих лагерей и позже, в книге 1989 г., признал, что «было бы неумно переоценивать отдельность или теоретические различия этих двух региональных археологий» (Trigger 1989: 9).
Литература
Клейн ДЛ.С. История археологической мысли. Санкт-Петербург. 2005