О портале

Системная классификация археологической науки

Фундаментальные науки

Философия (с3)

[Понятие] 

Естественная история

[Понятие]

История (с3) Гуманитарная историческая наука.

[Понятие]

Физическая география

[Понятие] 

Экономическая география

[Понятие] 

Математика

[Понятие]

Технические науки

[Понятие] 

Военные и политические науки

[Понятие] 

Астрономия

[Понятие] 

Этика

[Понятие] 

Сельскохозяйственные науки

[Понятие] 

Лингвистика

[Понятие] 

Медицинские науки

[Понятие] 

Юридические науки

[Понятие] 

Эстетика

[Понятие] 

Педагогика

[Понятие] 

Методология

[Понятие] 

Физика

[Понятие]

Химия

[Понятие]

Геология

[Понятие] 

Биология

[Понятие]

Антропология

[Понятие] 

Психология

[Понятие] 

Социально-экономические науки

[Понятие] 



Философия (с3) Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983: 726). Это понятие занимает место опорного понятия. Как писал в своей "Диалектике природы" Ф.Энгельс" Какую бы позу ни принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия. Вопрос лишь в том, желают ли они, чтобы над ними властвовала какая-нибудь скверная модная философия, или же они желают руководствоваться такой формой  теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и с ее достижениями (Энгельс Ф. Диалектика природы.   - М: ОГИЗ, 1948: 167).
Естественная история Кроме философии (с3) и методологи на статус наук. изучающих природу и общество. могут претендовать  еще две науки - география и история, если под историей понимать единую науку, охватывающую и естественную историю и социальную историю. Естественная история не является самостоятельной наукойи представлена разделами различных естественных наук (историческая геология, палеонтология, антропология и др.)  (Гражданников Е.Д.  Метод системной классификации наук. - Новосибирск, 1987:61). Начала естественной истории были положены в работе Плиния Старшего  "Naturalis Historiae Libri XXXVII" Плиния Старшего (23 - 79 гг. н. э.). Она состояла из 37 книг, разграниченных на группы наук - географию, этнографию, зоологию (включая людей), ботанику, медицинскую ботанику и минералогию. Внутри каждой содержались не объёмные научные трактаты, а собрания разнообразных фактов и историй из разных книг. Дальнейшее развитие естественной истории мы находим в трудах Бюффона, И.Канта,Лапласа и Ф.Энгельса в его "Диалектике природы" (философия), работы в области естественной истории в геологии и палеонтологии отмечены в работе Лайеля, в физической географии ( Гумбольт),  в биологии и антропологии (Ламарк, Дарвин), морфологии и эмбриологии (Бэр).
История (с3) Гуманитарная историческая наука. В данном случае опорным понятием является "история (с3)". Индекс "с" означает семантему. Семантема - отдельное значение многозначного слова, выявленное с помощью системного классификационного анализа. Первой семантемой слова "история" является развитие "эволюция) материи. История (с2) - история общества (формационная история). История (с3) - гуманитарная историческая наука в целом. Такое разграничение этих двух понятий позволяет проводить принципиально важное различие истории как объективного процесса исторического развития и истории как науки, как знаний об этом процессе (Гражданников,Е.Д., Холюшкин Ю.П.  Системная классификация социологических и археологических понятий - Новосибирск, 1990: 109).
Физическая география География организационно существует как единая наука, но она арезко разделена на две сильно различающиеся части - физическую и экономическую (политическую) географию. Физическая география - система естественных географических наук, комплексно изучающих природную составляющую географической оболочки Земли в целом и ее структурные части - природные территориальные и акваториальные комплексы всех рангов.

Основные задачи физической географии:
- комплексные исследования природы отдельных регионов и природных процессов;
- изучение проблем воздействия человека на природную среду и рационального природопользования.

Основными разделами физической географии являются землеведение и ландшафтоведение. В состав физической географии также включают палеогеографию и пограничные науки: геоморфологию, климатологию, гидрологию суши, океанологию, гляциологию, географию почв, биогеографию.
греч.Physikose - природный, естественный
(БСЭ)
Экономическая география Экономическая география - ветвь географии, изучающая:
- территориальную организацию общественного производства;
- особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов.  Экономическая география подразделяется на:
- общую экономическую географию;
- отраслевую экономическую географию - географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.;
- региональную экономическую географию; и
- географию мирового хозяйства.
Социально-экономическая география
http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?Rdqutuso,lxqg9!jlujwg(o9
Математика МАТЕМАТИКА (греч. mathematike, от mathema наука), наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. До нач. 17 в. математика преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах; изучаемые ею величины (длины, площади, объемы и пр.) рассматриваются как постоянные. К этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее алгебры и тригонометрии и некоторых частных приемов математического анализа. Областью применения математики являлись: счет, торговля, землемерные работы, астрономия, отчасти архитектура. В 17 и 18 вв. потребности бурно развивавшегося естествознания и техники (мореплавания, астрономии, баллистики, гидравлики и т. д.) привели к введению в математику идей движения и изменения, прежде всего в форме переменных величин и функциональной зависимости между ними. Это повлекло за собой создание аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчислений. В 18 в. возникают и развиваются теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия и т. д. В 19-20 вв. математика поднимается на новые ступени абстракции. Обычные величины и числа оказываются лишь частными случаями объектов, изучаемых в современной алгебре; геометрия переходит к исследованию <пространств>, весьма частным случаем которых является евклидово пространство. Развиваются новые дисциплины: теория функций комплексного переменного, теория групп, проективная геометрия, неевклидова геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ и др. Практическое освоение результатов теоретического математического исследования требует получения ответа на поставленную задачу в числовой форме. В связи с этим в 19-20 вв. численные методы математики вырастают в самостоятельную ее ветвь вычислительную математику. Стремление упростить и ускорить решение ряда трудоемких вычислительных задач привело к созданию вычислительных машин. Потребности развития самой математики, <математизация> различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности, быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин; таковы, напр., теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?topicnumber=37957&search=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0#srch0
Технические науки Техничесике науки изучают искусственные сооружения и конструкции, т.е часть природы и общества
Военные и политические науки Военные и политические науки изучают силовые  методы воздействия организованных масс людей друг на друга. Это один из аспектов общества как ступени материи.
Астрономия АСТРОНОМИЯ (от астро... и греч. nomos закон), наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Астрономия включает сферическую астрономию, практическую астрономию, астрофизику, небесную механику, звездную астрономию, внегалактическую астрономию, космогонию, космологию и ряд других разделов. Астрономия древнейшая наука, возникшая из практических потребностей человечества (предсказание сезонных явлений, счет времени, определение местоположения на поверхности Земли и др.). Рождение современной астрономии было связано с отказом от геоцентрической системы мира (Птолемей, 2 в.) и заменой ее гелиоцентрической системой (Н. Коперник, сер. 16 в.), с началом телескопических исследований небесных тел (Г. Галилей, нач. 17 в.) и открытием закона всемирного тяготения (И. Ньютон, кон. 17 в.). 18-19 вв. были для астрономии периодом накопления данных о Солнечной системе, Галактике и физической природе звезд, Солнца, планет и других космических тел. В 20 в. в связи с открытием мира галактик стала развиваться внегалактическая астрономия. Исследование спектров галактик позволило Э. Хабблу (1929) обнаружить общее расширение Вселенной, предсказанное А. А. Фридманом (1922) на основе теории тяготения, созданной А. Эйнштейном в 1915-16. Научно-техническая революция 20 в. оказала революционизирующее воздействие на развитие астрономии в целом и астрофизики в особенности. Создание оптических и радиотелескопов с высоким разрешением, применение ракет и искусственных спутников Земли для внеатмосферных астрономических наблюдений привели к открытию целого ряда новых видов космических тел: радиогалактик, квазаров, пульсаров, источников рентгеновского излучения и др. Были разработаны основы теории эволюции звезд и космогонии Солнечной системы. Крупнейшим достижением астрофизики 20 в. стала релятивистская космология теория эволюции Вселенной в целом.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Этика ЭТИКА (греч. ethika, от ethos обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: <Этика> Б. Спинозы учение о субстанции и ее модусах. Этика наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской <формальной> этике долга разрабатывали <материальную> (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Сельскохозяйственные науки Отрасль знаний  занимающаяся исследованиями в одной из главных отраслей материального производства; занимается созданием методов и технологий возделывания сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных в целях получения продовольствия и сырья для промышленности. Основные отрасли Сельскохозяйственной науки охватывают растениеводство и животноводство, в которые входят более мелкие отрасли, дифференцирующиеся в свою очередь по группам сельскохозяйственных культур, видам сельскохозяйственных животных и т. п.
Лингвистика ЛИНГВИСТИКА (от лат. lingua язык), то же, что языкознание.ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика), наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка. Начало развиваться на Древнем Востоке в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. Основные направления в истории языкознания: логическое (сер. 19 в.), психологическое, младограмматическое (2-я пол. 19 в.), социологическое (кон. 19 нач. 20 вв.), структурная лингвистика (1-я пол. 20 в.). С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание (изучает общеязыковые категории), сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание (исследует генетические и типологические отношения между разными языками), области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика (морфология, словообразование, синтаксис), лексикология, фразеология. Историей становления языковой системы занимается история (историческая фонетика, фонология и т. д.) и этимология; имена собственные изучает ономастика, в т. ч. топонимика и антропонимика. Внешняя лингвистика (паралингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика и т. д.) изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика.
Медицинские науки МЕДИЦИНА (лат. medicina, от medicus врачебный, лечебный), область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Опытным путем в течение многих веков были накоплены лечебные средства и приемы, которые сохранились в т. н. народной медицине и (позднее) частично вошли в научную медицину. Вершиной врачебного искусства в древнем мире была деятельность Гиппократа. Во 2 в. н. э. представления античной медицины были систематизированы Галеном; его система, дополненная Ибн Синой и канонизированная церковью, господствовала в медицине вплоть до начала нового времени. Анатомо-физиологические открытия А. Везалия, У. Гарвея, труды Парацельса, клиническая деятельность А. Паре и Т. Сиденхема (16-17 вв.) способствовали возвращению медицины на основы опытного знания. Достижения естествознания и техники, развитие клинико-анатомических и клинико-экспериментальных направлений, методов объективного исследования больного (18-19 вв.) обусловили становление научной медицины. В процессе развития медицина дифференцировалась на ряд самостоятельных отраслей, изучающих: строение и функции организма здорового человека анатомия, физиология, гистология, биохимия и др.; больной организм патологическая физиология, патологическая анатомия и др.; болезни и их лечение терапия, хирургия и др.; влияние на здоровье людей условий окружающей среды, труда, быта и т. п. гигиена.
Юридические науки ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА (правоведение, юриспруденция), общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом. Юридическая наука одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху. Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук. Юридическая наука структурно дифференцирована на ряд отраслей: государственное право, гражданское право, уголовное право, международное право, история государства и права, история политических учений. Особое место занимает общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права и др. общие вопросы юридической науки.
Эстетика ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин <эстетика> для обозначения <науки о чувственном знании> низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика наука о <правилах чувственности вообще>. Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 нач. 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Педагогика ПЕДАГОГИКА (греч. paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (6-5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5-4 вв. до н.э.) как часть философских систем. В 17-19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Й. Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева и др. Проблемы образования решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, социально-психологических и психофизиологических исследований.
Методология МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и ...логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Нака, которая изучает метод, основываясь на опыте функционирования и развития основных фундаментальных наук.
Физика ФИЗИКА (греч. ta physika, от physis природа), наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. По изучаемым объектам физика подразделяется на физику элементарных частиц, атомных ядер, атомов, молекул, твердого тела, плазмы и т. д. К основным разделам теоретической физики относятся: механика, электродинамика, оптика, термодинамика, статистическая физика, теория относительности, квантовая механика, квантовая теория поля. Физика начала развиваться еще до н. э. (Демокрит, Архимед и др.); в 17 в. создается классическая механика (И. Ньютон); к кон. 19 в. было в основном завершено формирование классической физики. В нач. 20 в. в физике происходит революция, она становится квантовой (М. Планк, Э. Резерфорд, Н. Бор). В 20-е гг. была разработана квантовая механика последовательная теория движения микрочастиц (Л. де Бройль, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, В. Паули, П. Дирак). Одновременно (в нач. 20 в.) появилось новое учение о пространстве и времени теория относительности (А. Эйнштейн), физика делается релятивистской. Во 2-й пол. 20 в. происходит дальнейшее существенное преобразование физики, связанное с познанием структуры атомного ядра, свойств элементарных частиц (Э. Ферми, Р. Фейнман, М. Гелл-Ман и др.), конденсированных сред (Д. Бардин, Л. Д. Ландау, И. Н. Боголюбов и др.).
Физика стала источником новых идей, преобразовавших современную технику: ядерная энергетика (Н. В. Курчатов), квантовая электроника (Н. Г. Басов, А. М. Прохоров и Ч. Таунс), микроэлектроника, радиолокация и др. возникли и развились в результате достижений физики.
Химия ХИМИЯ (возможно, от греч. Chemia Хемия, одно из древнейших названий Египта), наука, изучающая превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава и (или) строения. Химические процессы (получение металлов из руд, крашение тканей, выделка кожи и др.) использовались человечеством уже на заре его культурной жизни. В 3-4 вв. зародилась алхимия, задачей которой было превращение неблагородных металлов в благородные. С эпохи Возрождения химические исследования все в большей степени стали использовать для практических целей (металлургия, стеклоделие, производство керамики, красок); возникло также особое медицинское направление алхимии ятрохимия. Во 2-й пол. 17 в. Р. Бойль дал первое научное определение понятия <химический элемент>. Период превращения химии в подлинную науку завершился во 2-й пол. 18 в., когда был сформулирован сохранения массы закон при химических реакциях (см. также М. В. Ломоносов, А. Лавуазье). В нач. 19 в. Дж. Дальтон заложил основы химической атомистики, А. Авогардо ввел понятие <молекула>. Эти атомно-молекулярные представления утвердились лишь в 60-х гг. 19 в. Тогда же А. М. Бутлеров создал теорию строения химических соединений, а Д. И. Менделеев открыл периодический закон (см. Периодическая система элементов Менделеева). С кон. 19 нач. 20 вв. важнейшим направлением химии стало изучение закономерностей химических процессов.

В современной химии отдельные ее области неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, аналитическая химия, химия полимеров стали в значительной степени самостоятельными науками. На стыке химии и других областей знания возникли, напр., биохимия, агрохимия, геохимия. На законах химии базируются такие технические науки, как химическая технология, металлургия.
Геология ГЕОЛОГИЯ (от гео... и ...логия), комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и Земли. Истоки геологии относятся к глубокой древности и связаны с первыми сведениями о горных породах, минералах и рудах. Термин <геология> ввел норвежский ученый М. П. Эшольт (1657). В самостоятельную ветвь естествознания геология выделилась в 18 нач. 19 вв. (У. Смит, А. Г. Вернер, Дж. Геттон, Ч. Лайель за рубежом; М. В. Ломоносов, В. М. Севергин в России). Качественный скачок в истории геологии превращение ее в комплекс наук (кон. 19 нач. 20 вв.) связан с введением физико-химических и математических методов исследований. Современная геология включает: стратиграфию, тектонику, геодинамику, морскую геологию, региональную геологию, минералогию, петрографию, литологию и геохимию, учение о полезных ископаемых, изучающие строение, состав земной коры. Геология тесно связана с физической географией, геофизикой (физикой <твердой> Земли), кристаллографией, палеонтологией и др. Особую группу составляют отрасли прикладного значения: гидрогеология, инженерная геология, геокриология и др., а также новые направления геологии, зародившиеся на стыках с другими естественными науками, петрохимия, петрофизика, тектонофизика и др.
Биология БИОЛОГИЯ (от био... и ...логия), совокупность наук о живой природе об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой. Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность и др.).

Первые систематические попытки познания живой природы были сделаны античными врачами и философами (Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален). Их труды, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (Везалий и др.). В 17 18 вв. в биологию проникают экспериментальные методы. На основе количественных измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (У. Гарвей, 1628). Изобретение микроскопа раздвинуло границы известного мира живых существ, углубило представление об их строении. Одно из главных достижений этой эпохи создание системы классификации растений и животных (К. Линней, 1735). Вместе с тем преобладали умозрительные теории о развитии и свойствах живых существ (самозарождения, преформации и др.). В 19 в. в результате резко возросшего числа изучаемых биологических объектов (новые методы, экспедиции в тропические и малодоступные районы Земли и др.), накопления и дифференциации знаний сформировались многие специальные биологические науки. Так, ботаника и зоология дробятся на разделы, изучающие отдельные систематические группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др. Среди достижений биологии клеточная теория (Т. Шванн, 1839), открытие закономерностей наследственности (Г. Мендель, 1865). К фундаментальным изменениям в биологии привело эволюционное учение Ч. Дарвина (1859). Для биологии 20 в. характерны 2 взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, сформировалось представление о качественно различных уровнях организации живой природы: молекулярном (молекулярная биология, биохимия и другие науки, объединяемые понятием физико-химическая биология), клеточном (цитология), организменном (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно-видовом (экология, биогеография). С другой стороны, стремление к целостному, синтетическому познанию живой природы привело к прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации (генетика, систематика, эволюционное учение и др.). Поразительных успехов начиная с 50-х гг. достигла молекулярная биология, вскрывшая химические основы наследственности (строение ДНК, генетический код, матричный принцип синтеза биополимеров). Учение о биосфере (В. И. Вернадский) раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Практическое значение биологических исследований и методов (в т. ч. генетической инженерии, биотехнологии) для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования естественных ресурсов и охраны природы, а также проникновение в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули биологию с сер. 20 в. на передовые рубежи естествознания.
Антропология АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо... и ...логия), наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. 19 в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием <биология человека> (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).
Психология ПСИХОЛОГИЯ (от психо... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, <О душе> и др.). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция <двух психологий> естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 в. гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.
Социально-экономические науки Если подходить формально, то обществу будут соответствовать все общественные науки. Однако не все общественные науки являются имманентно-видовыми, т.е. изучают всю социальную ступень развития материи как единое целое. Имманентно-видовыми являются социально-экономические науки. Остальные общественные науки суть диапазоннно-видовые науки, т.е изучают отдельные аспекты общества. В термине"социально-экономические науки" слово "наука" обозначает не основную науку, а ее  раздел.Такие науки, с нашей точки зрения, субосновные науки (Гражданников, 1987: 59).