Sibirica

26

Mar, 2023

Sunday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 06:48

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Теоретическая археология
  • Культурологическая археология

Культурологическая археология

Боас  рассматривал культуру как случайное сочетание элементов, соединенных диффузией и аккультурацией. “Не будет преувеличением сказать, – писал он в “Задачах этнологии” (1887) – что нет народа, обычаи которого не подвергались бы влияниям других культур” (1887: 631). В 1911 г. (“Ум первобытного человека”) он принимал, что история развивалась главным образом путем культурных контактов.
Под его влиянием диффузионистское направление в США пустило корни. В одной из ранних статей Ралфа Линтона с юмором описывается типичный американский завтрак, в котором, как оказывается, чуть ли не все продукты (помидоры, кофе, сахар, картофель и проч.) и все застольные обычаи (пользование скатертью, салфетками, вилкой, ложкой и т. д.) и все используемые вещи (фарфор, фаянс, стекло, одежда) заимствованы белыми американцами у других народов. Статья заканчивается иронически – описанием того, как, потребив всё это, американец усаживается читать газету, придуманную тоже не в Америке и напечатанную, буквами заимствованными у финикийцев, на бумаге, изобретенной в Китае, и благодарит христианского, то бишь, еврейского бога Иегову за то, что он стопроцентный американец.
Но в 20-е и 30-е годы Боас подверг критике и крайности диффузионизма. В статьях “Методы этнологии” (1920), “Эволюция и диффузия” (1924) и в других работах он писал, что порок диффузионизма состоит в том, что тот считает культурные формы статичными, неизменными, передающимися в ненарушенном виде, тогда как такой стабильности нет. Другой недостаток диффузионистских схем состоит в неверии в самобытное творчество народов. Возникли же когда-то и где-то заимствуемые ныне формы, но если они возникли раз, то почему не могли возникнуть и еще раз где-то независимо? Особенно Боас критиковал схемы моноцентрического и однонаправленного диффузионизма – писания Гребнера, Смита, Перри.
В 1911 г. он рецензировал книгу Гребнера, критикуя его подход как слишком механистичный. Нельзя понять культуру без понимания психологии ее народа. Он не уставал, повторяя свое наставление: «быть скорее сверх-осторожным в признании трансмиссии причиной аналогий».

3. Культурные ареалы. У Боаса было множество учеников, в основном культур-антропологов, но также и археологов.
Старейшим из последователей Боаса был Кларк УИССЛЕР (Wissler, 1870 – 1947), куратор антропологического отдела Музея естественной истории в Нью-Йорке. В его книге “Американский индеец” (1917) дано этнографическое описание коренного населения Америки с регистрацией географического распределения каждого явления. В Музее уже давно шло упорядочение материала по культурам и географическим ареалам. С 1906 г. Уисслер выдвинул понятие “культурного ареала”, в “Американском индейце” представил полное изложение конкретного районирования, а в книге “Человек и культура” (1933) – теоретическую концепцию.
Всё начинается с районирования частных явлений (вещей, церемоний и т. п.) – “культурных черт” (culture traits). Частое сочетание определенных черт образует комплекс (trait-complex). Многие ареалы распространения разных явлений (типов жилья, черт хозяйства, обрядов и т. п.) своими границами почти совпадают. То, что получается в результате совпадения, это “культурные ареалы”. Культурные ареалы Уисслера сильно напоминают археологические культуры, только те беднее и уже. Культурные ареалы объединяются в огромные “пищевые области”: северного оленя-карибу, лосося, маиса и др. – по основным средствам добывания пищи. Во всей аборигенной Америке восемь “пищевых областей”.
Уисслер различал центр ареала и его периферию. В центре располагались носители культуры, типичной для этого ареала. Они разрабатывали типичные комплексы культуры — не благодаря исключительным творческим способностям, а просто потому, что были первыми иммигрантами в этот район и должны были приспосабливаться к новой природной среде. А на периферии располагались производные культуры, в которых эти типичные комплексы “проявляются уже в истощенной форме, так как ими утрачены многие элементы, представленные в центре” (1933: 57). То есть весь ареал представлялся как “последовательность зон диффузии вокруг центра” (1933: 23). Процесс диффузии описывался Уисслером так: “Географическое распространение комплексов элементов имеет тенденцию к кругу или радиации из центра. Но иногда диффузия носит нерегулярные формы… Сначала диффузия происходит в пределах культурного ареала, а затем перешагивает за его границы и становится континентальной” (1933: 129 – 130).
Позже Уисслер заимствовал от археологов (а те – от биологов) идею, что центральные элементы ареала моложе, поскольку там идет неустанная разработка новых форм, а периферийные – древнее.
“Культурный ареал” Уисслера весьма напоминает “культурный круг” Ратцеля и Фробениуса, но эта идея выдвинута американцами на десятилетие позже – параллельно с разработкой этого понятия Гребнером и Анкерманом и в очень схожей форме, только терминология другая.
Наряду с Уисслером ареалами занимался другой старейший ученик Боаса, немец из Австрии, натурализировавшийся в США, Альфред КРЁБЕР (Kroeber, 1876 – 1960), ставший в Америке Элфридом Кроубером. Обосновавшись в Калифорнийском университете, в Беркли, он стал виднейшим теоретиком школы. Археологию он тоже практиковал, и многие его нововведения имели широкое влияние в археологии. В частности в 1917 г. он ввел в американскую археологию заимствованную от Флиндерса Питри сериацию (хотя, как и Питри, не употреблял этого термина). А в 1930-е годы, развивая идеи партикуляризма, он первым со своими учениками в Калифорнии стал составлять для культур и памятников как можно более полные списки признаков («списочно-элементный подход» – trait-list approach). Впоследствии он несколько отошел от атомарного подхода Боаса.
Литература
Клейн Л.С. история археологической мысли. СПБ, 2005

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин