Главная|Системная классификация|Поиск | Вход |
Системная классификация археологической науки
Фрагменты|Понятия|Граф|Поиск |
Типологическая классификация
Родитель: Классификационная археология | Граф |
Общая типологическая археология |
|||||||||||||||||||||||||||||
Формальная типология |
Содержательная типология |
||||||||||||||||||||||||||||
Определение |
Анализ |
Интерпретация |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
Этапы типологизации |
|||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство с материалом |
Описание конечным набором признаков |
Выбор основания типологизации |
Распределение объектов в группы |
Использование типологии для получения нового знания |
Общая типологическая археология | Здесь в качестве опорного понятия приведена <общая типологическая археология>, задачей которой является обобщение опыта построения типологий в археологии. |
Формальная типология | В диадной группе в качестве первого диадного понятия представлена <формальная классификация>, на основе которой археологи стремятся выявить узловые пункты изменчивости материала, группируя его по сходству параметров вокруг этих пунктов, не обязательно весь, и для нее важны границы между типами" [Клейн, 1987]. По своей природе формальные типологии не стремятся выявить в материале существующие в нем разграничения, а чаще всего навязывают ему несвойственные ему деления. |
Содержательная типология | Здесь же в качестве второго диадного понятия представлена <содержательная классификация, в рамках которой типолог "ставит задачу открыть и охарактеризовать существовавшие в реальной исторической действительности группы." [Грязнов 1969: 19]. Задачей этого раздела является создание типологий, которые открывают реально существующие в материале типы, т.е. культурные типы. |
Определение | В качестве первого триадного понятия взято <определение>, задачей этой аналитической стадии типологического анализа является разбивание почти безграничного разнообразия признаков на легко различимые группы и попытки выработать отличительные признаки этих групп. |
Анализ | Второе триадное понятие <анализ> отражает этап выявления порядка в соотношении признаков. На этом этапе исследователь должен создать типологию. |
Интерпретация | Третье триадное понятие <интерпретация>. На этом этапе типолог пытается выяснить, как и откуда произошли типы, каковы их <взаимоотношения> и выявить причины их изменений |
Этапы типологизации | Альтернативно-тождественным понятием является понятие <этапы типологизации>. Сама процедура создания типологических классификации как определенная последовательность операций, обязательных при любом подходе к классификации, представлена в пентадной группе. Она отражена достаточно ясно в работах разных авторов [например, Clarke 1968; Каменецкий, Маршак, Шер 1975 и др.] и выглядит следующим образом [Колпаков,1991:72]: |
Знакомство с материалом | Знакомство с материалом, включающего не только его осмотр, но и знакомство с соответствующей литературой, работу с музейными коллекциями, близкими к изучаемому материалу, и т.п. Таким образом, уже самый первый этап классификационной процедуры - выявление свойств и формирование признаков - достаточно сложен и сам включает в себя множество "пробных" классификаций. Результатом первого этапа процедуры является набор признаков и "описания" исследуемых объектов в рамках этого набора. |
Описание конечным набором признаков | Описание конечным набором признаков производится путем отбора признаков и их сочетаний, взвешивание признаков. |
Выбор основания типологизации | Основание типологии, является центральным для традиционной типологии, ибо все существенные характеристики связываются в типологии с особенностями ее основания. Поэтому хорошей типологией является та, которая объединяет в один тип артефакты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках, является устойчивой и в тоже время достаточно гибкой, чтобы сохраняться в условиях появления все новых и новых объектов исследования. |
Распределение объектов в группы | Собственно типологизирование, т.е. распределение исследуемых объектов в группы по основанию классификации; (агломеративная стратегия Дорана и Ходсона В каждой конкретной классификации эти этапы наполняются конкретным содержанием. Например, агломеративная и распределительная стратегии Дорана и Ходсона. |
Использование типологии для получения нового знания | Использование построенной классификации с целью получения нового знания. |