Лев Клейн. Титулы российских правителей // 21 апреля 2015 года. ТрВ № 177, c. 16, «Страницы истории»
20 мая, 2015
За всю историю российской государственности сменилось всего несколько терминов, обозначавших правителей страны, и эта череда позволяет сделать любопытные наблюдения. Вот эта череда: князь (великий князь), каган, царь, император, председатель (Центрального Исполнительного Комитета или Верховного Совета), генсек, президент.
Наблюдение первое: все эти термины — заимствованные (председатель — калька с того же «президента»). Это естественно: Россия не принадлежала к исходным очагам цивилизации, государственность возникала тут позже, чем в других местах. Так что существовали ориентиры для новых форм организованности, и была очень высокая вероятность, что ранние славяне воспользуются этой возможностью. Они и воспользовались.
Слово «князь», древнерусск. кнѩзь, по почти единодушному заключению лингвистов, заимствовано в праславянский или раннеславян-ский период у ранних германцев. В прагерманском восстанавливается форма *kuningaz, в литовском она дала форму kunigas, в древнерусском окончание отпало, n в суффиксе -ing закономерно передано носовым юсом малым, который перешел в «я».
Этими ранними германцами могли бы быть готы. От них перешли в славянскую речь и другие слова: хлеб, хлев, меч, долг, мыт (налог), церковь, буква. Дело в том, что готы во II веке н. э. переселились с берегов Балтийского моря в Северное Причерноморье и между Днепром и Дунаем создали большое государство, достигшее наибольшего могущества при царе Германарихе. Государство просуществовало два века и во второй половине IV века было сметено нашествием гуннов. Готы ушли на запад и частично в Крым. А пока государство жило, его власть распространялась и на более северные, раннеславянские племена, подвергшиеся германскому воздействию. Их точное местонахождение в это время пока не определено, идут споры, относить ли к ним памятники этого времени Киевщины или более западные, но где-то тут южнее балтов проживали предки достоверных славян V-VII веков (культур пражского типа).
Закавыка в том, что как раз в готском языке форма kuning- (> нем. König, англ. king) отсутствует (у Иордана1 король — thiudans или rīg). Но это в засвидетельствованных памятниках готского, форма могла не попасть в них. Кроме того, с готами и до них шли в Причерноморье другие германцы — гепиды, бастарны, ругии. А главное, у ранних германцев кунингаз и не означало «король». Это означало «родовой старейшина», «жрец» от kuni, kunne «род». И у славян слово князь первоначально означало то же самое, это видно по кнез в южнославянских языках «старейшина», «военный предводитель», по-польски ксёндз — «священник».
Постепенно из родовой старшины выделялись властные племенные вожди, и князь стало обретать значение, с которым оно известно на заре письменной истории, — аристократический военный вождь, наследственный глава племени, локальный царек. А затем один из князей воссел на престол большого государства, стал называться «великим князем», а остальные, родственные ему князья стали «удельными». Надо полагать, прибытие норманнов с их конунгами усилило обретение этого смысла термином князь (его родство с термином конунг не могло ускользнуть от двуязычных князей первых поколений Рюриковичей).
В начале этого сравнительно короткого времени сложения новых форм политической жизни, когда не только термины и понятия, но и сами формы приходили со стороны (здесь в лице норманнов), промелькнул еще один титул для персон государственной власти — хакан или каган. В Бертинских анналах IХ века упоминается как повелитель приходивших в Византию и Францию норманнов «хакан Рос», а киевские монахи и чуть позже называли киевского князя «каганом». Хотя ближайший сосед Хазарский каганат принял иудейское вероисповедание, с еврейскими каганами, или кохенами, коэнами (кланом священнослужителей), Киевский каган не имел ничего общего. Каган, или хакан, или кахан (хан ханов) был титулом повелителя у кочевников в целом ряде каганатов — Хазарском, Аварском, Тюркском, Уйгурском и др. Использование киевлянами титула имело целью повысить престиж киевского владетеля, уравнять его с ханами ханов. Но кочевая специфика каганатов не давала этой форме прижиться на Руси.
Следующий титул, царь, является производным от персонального имени Цезаря, или, по более раннему чтению, Кесаря (Caesar). Дело в том, что ко времени прихода Цезаря к власти в Риме (I век до н. э.) республиканская форма правления разложилась и пришла в упадок, настало время диктатуры, сменная и выборная власть должна была уступить место единоличной и наследственной, но традиции, еще и усиленные консерватизмом новых правителей, требовали, чтобы всё было внешне как прежде — республиканская форма правления, демократические процедуры, выборные должности. Никаких государей прошлого. А жизнь рождала новые понятия — они были те же, что и раньше, но называть так было уже нельзя. И вот республиканские должности (например, император, то есть поначалу военный распорядитель) становились по сути, по употреблению диктаторскими, самодержавными, наследственными, или же личные имена правителей (Цезарь) трансформировались в родовые обозначения диктаторов (ряд цезарей) и, наконец, просто в титул, а титул распространялся на многие страны. Имя Кэсар стало титулом (кесарево кесарю…) в Риме и Греции, затем стало употребляться в Германии и Австро-Венгрии (Kaiser). В южно-славянских и восточно-славянских языках, в частности в древнерусском, византийское чтение Caesar дало цѣсарь, сократилось в цьсарь и, наконец, в царь. Это ведь не только с Цезарем. Такая же реификация имени произошла с Карлом Великим. Карл воевал с западными славянами, и, видимо, его успехи произвели большое впечатление на славян. Многие славянские (и только славянские!) государства стали называть своих государей королями. А уж по аналогии стали называть королевствами и многие западные государства, которые сами себя королевствами (по Карлу) не называют.
Тут второе наблюдение: многие термины-титулы носят по происхождению маскировочный характер или исходят из культа выдающихся лидеров. То есть не отражают основной смысл понятия: власть и связанные с ней привилегии.
Царем первоначально на Руси именовали византийского принцепса, а его столицу — Царьградом. С 893 года титул царя приняли болгарские правители, далее так стали обозначать библейских правителей, переводя так с греческого термин басилевс. С XI века временами стали этот термин (царь) применять и по отношению к русским великим князьям, но только неофициально, как бы фигурально, образно. А вот попав под власть татаро-монгольских ханов, стали так именовать правителей Орды — в документах с 1267 года. Впрочем, Иван III в 1497 году короновал своего внука Дмитрия Ивановича на царство официально, но, так как затем этот наследник проштрафился и его бросили в тюрьму, титул покрылся забвением. Василий III опять именовался великим князем. Только сын его, Иван Грозный, в 1547 году объявил себя царем, да еще и покорил Казанское и Сибирское ханства, так что царская власть перешла от Орды к Москве.
Наблюдение третье (впрочем, сделанное историками до меня): прообраз Российского царства не Византия, а Орда.
Титул императора, ставший из чисто военного политическим и всеобъемлющим, да и наследственным, перешел из Италии и Византии на Священную Римскую империю германской нации, каковая империя свелась в конце концов к Австро-Венгерской. В 1721 году тот же титул принял в России Пётр I, подчеркнув тем самым многонациональность своего государства и его притязания на ведущую роль в Европе. Век спустя тот же титул принял в тех же целях Наполеон. Империя Наполеона пала в 1815 году, империя Романовых — в 1917-м.
Начались «окаянные дни» Бунина и «годы лихолетья» Жебелёва2. Ба! Опять пошли титулы оборотной силы — Председатели Центрального исполнительного комитета народной власти или рабочего класса, которые никакого народа не представляли, и уж тем более рабочего класса, а сами и были этой властью над народом и над рабочим классом… Но сохранялась напоказ революционная идеология и революционная терминология, тем более в обозначениях властных должностей: комиссары, революционные вожди, основоположники новой веры. Правили генсеки — Генеральные секретари… какой там секретарь! Это у него генералы состояли в секретарях, охранниках и порученцах. Потом сменили всё на общемировое президент, но выбирали одного властителя из одного кандидата, которого выбирал сам властитель, сам или через своих подручных. Ныне у нас отошли от этого примитива, который сохранился кое-где в мире, например в нищей и вооруженной до зубов Северной Корее с ее династией президентов Кимов.
У нас механизм стал хитрее: кандидатов на выборах много, но конкурентов отсеивают на дальних подступах (придумок для этого уйма), общаться с массами избирателей их не допускают — все средства у того, кто уже обладает властью и титулом, и подсчет итогов ведут его помощники. Так что все знают заранее, каков будет итог. А так всё как у людей: президент, премьер, вице-премьеры, министры, парламент (только женского рода — Дума), суды… Но они не функционируют, а делают вид.
Четвертое наблюдение: там, где титулы не имеют прямого смысла, а созданы для маскировки других способов властвования, чем декларировано, других политических систем, всё остальное в обществе тоже лишь имитирует эволюцию и успех.
1 Иордан — автор VI века н. э., историк готов, сам гот и христианин. Основной древний текст по готам.
2 Сергей Александрович Жебелёв (1867– 1941) — российский и советский филолог-классик, специалист в области античной истории, эпиграфики, археологии, академик АН СССР, остался в блокадном Ленинграде руководить наукой и умер от истощения.