Вы находитесь здесь:
Неофрейдизм
Неофрейдизм — — идейное течение в социальной философии и психологии, зародившееся в 1930-е годы и получившее распространение преимущественно в США из соединения ортодоксального фрейдизма и американской культурной антропологии. В противоположность биологизму Фрейда Н. (К. Хорни, Г.С. Салливэн, Э. Фромм и др.) выдвигает на первый план принцип социального (Э. Фромм и др.) или культурного (А.Кардинер) детерминизма. Внутриличностные конфликты оказываются при этом производными от межличностных отношений, и даже «бессознательное» становится по своему происхождению и содержанию социальным. Однако «социологизация» психики в Н. покоится на предварительной «психологизации» социальных явлений. Хотя Кардинер отбросил фрейдовский «Эдипов комплекс», стадиальную теорию психосексуального развития ребенка и переоценку либидо, утверждая, что в основе развития разных культур могут лежать разные типы психических конфликтов, абстрактное противопоставление культуры и личности при этом сохраняется.
Неофрейдистская теория национального характера крайне упрощенно трактовала взаимосвязь личности и социальной структуры, вплоть до попыток непосредственного выведения «базовой структуры личности» из отдельных элементов ухода за младенцем (Д. Герер), что и повлекло частичную переориентацию этнопсихологического направления в американской этнологии с Н. на бихевиористскую теорию научения. Н. способствовал общему сближению этнографии и психологии. В частности, популярная теория развития личности Э. Эриксона опирается не только на клинические, но и на этнографические данные.
И.С.Кон