Sibirica

27

Mar, 2023

Monday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 03:37

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Китайская школа социолокальных исследований

Китайская школа социолокальных исследований

Китайская школа социолокальных исследований (кит. Шцюй яньцзю сюэпай) — возникшее в 1930-х годах в Китае этнографическое направление, основными объектами изучения которого были так называемые социолокальные группы (шэцюй). Основоположник этой школы У Вэньцзао (1901-1985) определял это понятие сочетанием трех фундаментальных признаков: 1) совокупности индивидуумов, представляющая собой общину; 2) территории ее проживания; 3) свойственных ей особенностей культуры. Рассматривая культуру социолокальной группы как результат адаптации последней к условиям внешней среды, У Вэньцзао противопоставлял материальной культуре язык и письменность (символическая культура), духовную культуру и социальную организацию. Вместе с тем, восприняв основные идеи функционализма, под непосредственным влиянием которого сложилась К.ш. с.и., ее адепты понимали культуру как органическое единство структурно взаимосвязанных компонентов. Обращаясь к наблюдению как основному методу полевых исследований, они стремились рассматривать каждую отдельно взятую социолокальную группу во всем многообразии ее функций. Важной особенностью К.ш.с.и. было признание значения исторического аспекта структуры и функций социолокальной группы, изучаемого методами анализа письменных документов.Наряду с этим К.ш.с.и. исходила из признания необходимости изучать этнические общности и межэтнические отношения, в чем проявилось воздействие на нее идей С.М. Широкогорова, были посвящены культуре и социальной организации малых народов Китай (Ван Тунхуэй — яо, Линь Яохуа — ицзу). Однако наибольший резонанс получила книга Фэй Сяотуна «Сельская жизнь в Китае», посвященная деревне Кайсяньгун в провинции Цзянсу. В своем предисловии к этой работе, изданной в Лондоне в 1939 г., Б. Малиновский расценивал ее «как важную веху в истории полевых исследований и антропологической теории». Заслугу китайских последователей К.ш.с.и. он видел в том, что их исследования были ориентированы преимущественно не на «примитивные» общества, а на культуру современного китайского этноса, тем самым открывая перед этнографией «сферу изучения», простирающуюся от первобытности до цивилизации».После создания КНР основные идеи К.ш.с.и. подверглись критике и в течение длительного времени замалчивались. Лишь за последние годы в китайской этнографической науке наметился поворот к объективной оценке К.ш.с.и.

М.В.Крюков

 

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин