Sibirica

26

Mar, 2023

Sunday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 05:36

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Общая археология
  • Вузовская археология

Вузовская археология

Вузовская археология, занимая промежуточное положение между элементарной и высшей археологией, в зависимости от целей обучения и характера специализации дает более целостное представление о системе археологической науки, ее общих принципах, понятиях, задачах, средствах реализации, археологических наблюдениях, построениях и интерпретациях.
Важнейшим компонентом системы подготовки археологических кадров на этом этапе является обеспечение фундаментальности общего образования на первых трех курсах обучения в вузе, с последующей углубленной профессиональной подготовкой на втором-шестом курсах на базовых кафедрах, созданных в институтах и научных центрах РАН и других организациях. Третий компонент системы подготовки – это индивидуальная работа со студентами, активное привлечение их к научной деятельности.
Этот подход нашел отражение при создании новосибирского Академгородка и Новосибирского государственного университета (НГУ) как его органической части, а при университете – физико-математической школы-интерната. В середине 90-х годов руководством Высшего колледжа информатики НГУ и Ю.П. Холюшкиным была разработана программа подготовки студентов-программистов с археологическим уклоном. Однако в связи с уходом директора колледжа Сычева программа эта не была реализована.
Профессиональных археологов обычно готовят в университетах.
В России археологов, как правило, готовят на исторических факультетах, лишь некоторые университеты имеют самостоятельную археологическую специализацию. Наиболее фундаментальную археологическую подготовку студенты получали до недавнего времени в МГУ и СПбГУ.
В Соединенных Штатах и Канаде большинство археологов являются выпускниками антропологических отделений, хотя некоторые специалисты по археологии исторического периода могут обучаться на исторических факультетах или в тех немногих университетах, где существуют самостоятельные отделения археологии.
В Великобритании археологов, как правило, готовят на исторических факультетах, хотя некоторые университеты имеют и самостоятельные археологические отделения. Специалистов по античной археологии практически повсеместно обучают на факультетах классической филологии или искусствоведения.
Существуют разные уровни подготовки – в зависимости от того, к какой деятельности человек стремится.
Обладатели низшей степени бакалавра археологии (Б.А.) обычно осуществляют раскопки и другие первичные полевые работы.
Степени магистра археологии (М.А.) обычно достаточно для самостоятельного проведения полевых исследований в качестве сотрудника службы по охране культурного наследия или для работы в небольшом музее.
В дополнение к общему археологическому образованию, полученному в учебном заведении, обучение археолога продолжается на практике, в ходе приобретения профессионального опыта. Многие из тех навыков, которыми он обладает, – фотографирование, инструментальная разведка, – как правило, усваиваются в процессе полевой работы так же, как и технические приемы раскопок.
Проблеме подготовки археологических кадров посвящена статья Я.А. Шера, в которой он резко выступил против так называемого Болонского процесса и введения бакалавриата .
Я.А. Шер считает, что «присоединение нашей страны к Болонскому протоколу будет иметь исключительно отрицательные последствия. По условиям Болонского протокола, которые, кстати, наши чиновники забюрократизировали намного сильнее, чем в европейских странах, первые 4 года никакой специализации не будет, хотя останутся никому не нужные экономика, философия и, особенно, – культурология, от которой примерно столько же эффекта, сколько от обществ трезвости (чем больше культурологии, тем меньше культуры). Стандарты, спускаемые Рособразованием, намного жестче, чем в странах ЕС. Помимо того что подобные стандарты ставят крест на творческом подходе со стороны ППС (так чиновники именуют нас, профессоров и преподавателей вузов) и на формировании студента как творческой личности, в них иногда случаются указания, заслуживающие «Шнобелевской премии». Например, на первом курсе исторического факультета предписано читать курс лекций по теории информации. Для того, кто это придумал, осталось тайной, что теория информации – математическая дисциплина, которая на матфаках читается не раньше, чем на 3-м курсе после двухлетнего курса матанализа и семестрового курса основ теории вероятностей.
В итоге учить археологии студентов-историков можно будет только в магистратуре (т.е. 2 года), в которой предполагается только 10 % бюджетных мест, а остальные 90 % – платные. Поскольку пока археология не может стать основой для легального бизнеса (нелегальный процветает без дипломов и открытых листов), то очевидно, что среди абитуриентов спрос на эту специальность в лучшем случае останется в Москве и Санкт-Петербурге. Если эта система продержится еще 10–15 лет, а наши влиятельные коллеги – академики и члены-корреспонденты РАН не добьются введения вполне официальной специальности «археология» в университетах, археология как наука тихо скончается, а её место займет «черная археология», которая довольно быстро через коррумпированных депутатов себя легализует. Уже сейчас с самых высоких трибун звучат предложения передавать исторические памятники в частные руки. Если же потом кто-то сообразит, что усилилось разрушение и расхищение исторического наследия и надо бы вернуть в вузы «белую» археологию, то преподавать её будет уже некому, и, как и во многих других сферах нашей жизни (например, в футболе, который в глазах властей, по-видимому, важней для страны, чем археология) придется приглашать специалистов из-за рубежа. Но пока все это произойдет, n-ное не поддающееся исчислению количество памятников будет растащено и уничтожено. Единственное «утешение» – в нашей стране их так много, что что-то все же останется. Но при этом нельзя забывать, что «черная» археология располагает техникой, которая вряд ли будет доступна профессионалам в обозримом будущем.
К сожалению, ситуация более, чем грустная, но пока ещё не безнадежная. «Точка невозврата», как говорят лётчики, наступит тогда, когда вступит в свои права политика всеобщей бакалавризации страны» [Шер, 2009].
Литература
Шер Я.А. Археологическое образование в России: реальности и проблемы. 2009 //URL: http://www.archaeology.ru/ONLINE/Sher/educ.html.

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин