Sibirica

26

Mar, 2023

Sunday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 05:30

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Общая теоретическая археология
  • Историография археологической науки

Историография археологической науки

Историография археологической науки исследует историю науки и представляет собой совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе. Прослеживая пути исторического познания прошлого, историографические исследования позволяют выяснить движущие силы прогресса науки, закономерности появления и смены археологических направлений и школ, меру объективной истинности созданных ими концепций. В качестве задач археологической историографии можно назвать следующие:
1. Выяснение теоретико-методических принципов, присущих каждому направлению археологической мысли.
2. Анализ источниковедческой базы, характера использования археологических источников, конкретных методик исследования археологических фактов.
3. Определение места археологических научных школ и направлений в установлении и систематизации археологических фактов.
4. Изучение организации и форм исследовательской работы в области археологии, включая систему научных учреждений, вузов, музеев и архивов, систему подготовки кадров.
5. Анализ проблематики археологических исследований, ее развития и расширения.
6. Исследование археологических концепций, созданных различными археологическими направлениями и школами, и выявление моментов преемственности археологического знания.
В настоящее время стало традицией посвящать истории археологии не только статьи, но также и историографические очерки, которые почти традиционно открывают обобщающие монографии, посвященные археологическим памятникам. В обзорах содержатся иногда редкостные по ценности материалы с деталями хода накопления археологических знаний в отдельных районах Евразии. Здесь можно найти и детальный перечень открытий, списки находок, «презентацию» взглядов отдельных исследователей, в том числе незаслуженно забытых. И все же полного удовлетворения от знакомства с такими, порой, увы, «дежурными» по направленности и стилю разделами публикаций не получаешь. Простая констатация известных фактов оставляет, как правило, вне внимания авторов историографических скетчей весьма интересный аспект – творческую лабораторию лидеров археологии как дореволюционной, так и современной. Между тем, как верно заметил А.А. Формозов, «едва ли не важнейшей задачей истории археологии является анализ идей и методов наших предшественников. Важно не только то, что они нашли, но и то, какие цели ставили они при своих исследованиях, как их осуществляли» [Формозов, 1975, с. 9]. Остаются втуне также поиски нового стиля изложения историографии, отсутствует стремление включить в них давно напрашивающиеся разделы теоретико-методического плана. Это направление можно было бы назвать содержательным науковедением, поскольку главная идея археологической историографии – дать представление об археологической науке как результате человеческой деятельности. В Советском Союзе с самого начала в основном выдвигалась на первый план роль массовых сил – классов, течений. Книги по истории археологии писались с классовых позиций. Все научные события распределялись по рубрикам: феодально-помещичья археология, буржуазная археология, пролетарская археология. Такова была книга В.И. Равдоникаса. В истории раннесоветской археологии В.Ф. Генинга (1982) классовое деление, противостояние в борьбе с буржуазной археологией и убежденность в неизбежном превосходстве социалистической науки видны в полном объеме. Книга А.Д. Пряхина (1986) несколько умереннее, фактологичнее, но написана всё еще с ориентировкой на советские идеологические нормы.
Первыми обнаружили тенденцию отходить от грубой социологизации и политизации истории археологии как раз советские археологи, которым, видимо, такие упрощения надоели раньше других.
Еще в 1961 г. вышли «Очерки истории российской археологии» А.А. Формозова. В них острие внимания обращено на отношение общества к древностям, на рост общественного интереса к ним. Развитие же археологии прослеживается от самых первых ростков интереса к древностям до предреволюционного расцвета российской археологии, и прослеживается не столько по накоплению фактов или по смене методов и теорий, сколько по месту археологии в сети культурных интересов общества и в системе наук. Сначала материальные древности рассматривались как достопримечательности в структуре географии, потом они переместились в сферу искусствоведческого любования, потом они оказались в сфере бытописания народа (этнографии), и, наконец, присоединились к историческим источникам в структуре истории.
Та же струя исследования соотношений общественного менталитета с археологией продолжена в последующих книгах Формозова «Пушкин и древности» [1979], «Начало изучения каменного века в России» [1983] и в обобщающих «Страницах истории русской археологии» [1986].
После контрреволюционного переворота 1991 г. А.А. Формозов в книге «Русские археологии до и после Революции» [1995], он вытащил «ту фигу в кармане» которую он держал в годы существования советской власти, и стал полностью отрицать позитивный вклад марксизма в археологию.

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин