О портале

Системная классификация археологической науки

Просмотр понятия


Общая археологическая методология Под общей археологической методологией понимается подраздел археологии, целью которого является обобщение опыта использования всех известных археологических методов. Фактически общая археологическая методология представляет собой совокупность обобщенных предписанных правил деятельности ученых для объяснения единичных явлений, повторяющихся процессов, статистических закономерностей, с помощью которых устанавливаются общие законы, и прогнозируется поведение еще не изученных явлений.
Специалисты в области философии науки пытались уяснить эти правила, однако оказалось, что такую обобщенную модель трудно детализировать.
На мой взгляд, существует несколько аспектов деятельности в сфере общей археологической методологии по созданию общей модели:
первый аспект – связан с обобщением процедур поиска, направляемых интуицией ученого и помогающих формулировать научные гипотезы и новые идеи;
второй – с выработкой надежных построений для подтверждения сделанных заключений;
третий – характеризует, каким образом ученый формулирует эти заключения, и каким образом они связываются в согласованную и последовательную совокупность упорядоченного знания. К сожалению, эти три аспекта трудно разделить. Гилберту Райлу удалось остроумно подметить оттенок иллюзорности при попытке исследования мысли ученого по указанным правилам научного анализа: "Сколько познавательных действий совершил он перед завтраком и что он при этом чувствовал? Было ли это утомительно? Радовался ли он превращению своих догадок в выводы и был ли он при этом осмотрителен или беззаботен? Заставил ли его звонок к завтраку остановиться на полпути от догадки к выводу?" [Ryle, 1949: 275, Цит. по Харвей, 1974: 47].
Для того чтобы упорядочить систему заключений о реальном мире, созданную наукой, можно представить ее методологию познания в виде своеобразной иерархии, отражающей переход от эмпирического уровня обобщения к теретическому. Вопрос об эмпирическом и теоретическом уровне исследования в общефилософском плане разработан В.С.Швыревым [Швырев, 1978]. Согласно кантианским представлениям, эмпиризм – это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего не было прежде в чувствах. Разум полностью ограничен материалом, поставляемым чувствами. Он в действитель-ности занят разъединением, перестановкой, сочетанием – словом, упорядочиванием первичных данных опыта. Таков его удел. Таким образом, эмпирическое знание, в основе которого лежит наблюдение, отражает лишь внешние свойства предметов и поэтому полностью опирается на наглядные представления.
Теоретическое знание возникает на основе анализа роли, и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы. Сравнение выделяет формально общее свойство, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному формальному классу независимо от того, связаны ли эти предметы между собой. Путем же анализа отыскивается такое реальное и особенное отношение вещей, которое вместе с тем служит генетической основой всех других проявлений системы. Это отношение выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого целого. Теоретическое знание, возникшее на основе преобразования предметов, отражает их внутренние отношения и связи. При воспроизведении предмета в форме теоретического знания мышление выходит за пределы чувственных представлений. Конкрети-зация эмпирического знания состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий формально выделенный класс. Конкретизация теоретического знания требует превращения в развитую теорию путем выведения и объяснения частных проявлений системы из ее всеобщего основания. Необходимым средством фиксации эмпирического знания является слово-термин. Теоретическое знание первым делом выражается в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности средствами искусственного и естественного языка.
Тем не менее, эмпирический факт всегда теоретически нагружен. Теория тоже, как Антей, вынуждена прикасаться к "матери-земле" фактов. Поэтому резонно вести речь об акцентах, о превалировании того или иного начала. В биологии, например, преобладают чувственный опыт, наблюдение, эксперимент, а в логике и математике – идеально-теоретическое моделирование, рациональные обобщения и расчеты.
Эмпирический и теоретический уровень есть и в описательных и в аналитических науках. В процессе исследования границы между науками и уровнями исследования принимают сугубо условный характер, описание и анализ переходят друг в друга.
Многоуровневая процедура переходов от эмпирических построений к теоретическим построениям, от теоретических к эмпирическим построениям, от объяснения к описанию и от описания к объяснению составляет содержание процесса научного исследования. Именно поэтому в состав диадной группы вошли: эмпирическая археология и теоретическая археология.