О портале

Системная классификация археологической науки

Просмотр понятия


Лингвистическая археология языков Лингвистическая археология является областью, в которой сотрудничество археологии и филологии проявилось еще в 30-х годах XIX в., когда классическую археологию считали "посредствующим орудием в руках филолога" (Жебелев, 1923: 158) и видели ее главную задачу во внимательном рассмотрении отношения форм и содержания художественных произведений к мифологии и поэзии, к их "духу и мысли" (Жебелев, 1923: 159). И хотя в настоящее время классическая археология выделялась из классической филологии, родственные связи сохранились, причем достаточно прочные. Без филологической основы археолог-классик не может ступить и шагу, тем более, что ему постоянно приходиться иметь дело с письменными источниками. Вместе с тем и работа филолога будет неполной, если он останется в стороне от археологического материала (Жебелев, 1923: 159). В этом проявляются двусторонние связи между археологией и филологией. Так, изображения на скифских сосудах, возможно, и остались бы обычными житейскими сценами, если бы не "история" Геродота, сопоставление с которой привело к предположению о том, что на них изображены сюжеты из легенд о происхождении скифов (Раевский, 1977: 21, 31, 35). Археологи довольно часто пытались согласовать свои взгляды с языковедческими. Так, Монтелиус, исходя из смены топонимов в Средней Европе, считал возможным проследить продвижение германцев и связать с ними северные мегалитические могилы. О.Шредер в своей работе "Сравнительное языкознание и доистория" пытался проложить мост между словами праязыка и археологическими древностями. При этом он попытался доказать, что наиболее ранние данные о поселении индогерманцев в Средней Европе относились к неолиту (Монгайт, 1973: 37). Археологи неоднократно пытались согласовать свои выводы с языковедческими при попытках обоснования времени возникновения индоевропейского единства. Наиболее важной в этой области была работа Г.Чайлда (Chielde, 1926).