Вы находитесь здесь:
Фолькскунде
Фоолькскуде (Volksrkunde) — термин, распространенный в немецкоязычном регионе и соседних с ним странах, обозначающий этнографические исследования своего народа, которые сконцентрированы главным образом на изучении исторического развития образа жизни и культуры этого народа вплоть до современности (в отличие от фёлькеркунде).
Первое словоупотребление этого понятия относится к 1782 г., когда термин «фолькскунде» появился в журнале «Der Reisende».
В период романтизма (первая половина XIX в.) (мифологическая школа) усилился интерес к этнографическим аспектам жизни своего народа, находивший отражение главным образом в изучении археологии, краеведения, германистики. При этом на первый план выдвигался национальный аспект (Я. Гримм, А. фон Арним, К. Бретано, Л. Уланд и др.).
Во второй половине XIX в. В.Г. Риль создал концепцию «Фолькскунде» как наука». Однако Ф. Как самостоятельная научная дисциплина со своими организациями, институтами и исследователями (К. Вайнхольд, Д. Мейер, Э. Хоффманн-Крайер, А. Штрак, А. Дитерих, Э. Монг и др.) сформировалась лишь в конце XIX — начале ХХ в. Ф. Было ориентировано главным образом на крестьянство, на изучение его образа жизни и культуры. Развитие Ф. Как самостоятельной дисциплины в немецкоязычном регионе оказало свое влияние также на развитие науки в Скандинавии, Восточной и Юго-Восточной Европе. Обращенная к прошлому идеализация «крестьянства», а также «общины» в качестве характеристики народной жизни была особенно характерна для конца XIX — начала ХХ в. В период нацизма резкое разграничение с фёлькеркунде и подчеркнутое выделение немецкого фолькскунде как самостоятельной дисциплины в определенной мере перекликалось с расистскими воззрениями. В связи с такими тенденциями в Ф, оно в то время прямо или косвенно способствовало распространению фашизма. Однако у ряда ученых такая позиция встречала сопротивление. Особого признания заслуживает небольшой кружок таких ученых, как А. Рейхвейн, К. Хубер, Р. Крисс, Ф. Ранке, В.-Э. Пойкерт, Дж. Мейер и А. Шпамер, которые по возможности стремились избежать участия в откровенно фашистских «научных» акциях. В большинстве же своем деятели Ф. В период нацизма в своих трудах и воззрениях поддерживали фашистский режим и его цели.
После 1945 г. в западных оккупационных зонах, а затем в ФРГ в основном продолжали сохраняться многие из тех тенденций в Ф., которые были определяющими еще до 1933 г. К тому же, в ряде опубликованных там работ не было принципиального переосмысления прежних концепций, рожденных в период нацизма.
Новые ориентации, прослеживающиеся со второй половины 60-х годов, были связаны с критическими исследованиями фашистского . (Г. Баузингер, У. Еггле, М. Шарфе, И. Вебер-Келлерман и др.). Дальнейшее развитие получил метод культурного изучения пространства (М. Цендер). Который был использован в изучении инноваций прежде всего применительно к скандинавской модели (Г. Вигельманн). Восприятие концепций американской культурной антропологии (культурная антропология, американская историческая школа) характеризует дальнейшее направление в спектре буржуазных методов Ф. В ФРГ (Г. Хейльфурт, И.-М. Греверус). Критический анализ социальной реальности жизни народа в империалистической системе и ее исторических корней связан в определенной мере с восприятием методов марксизма (Д. Крамер, Б.Ю. Варнекен).
Проведение этнографических исследований в ГДР с самого начала связано с принципиально новой ориентацией, которая основывалась на методологии марксизма. Фолькскунде и фёлькеркунде воспринимались в их принципиальном единстве как составные части марксистско-ленинской этнографии (В. Штайниц, В. Френгер, Ф. Зибер и др.).
Ныне марксистская этнография, интегрировавшая Ф., успешно развивается в ГДР в трудах ученых Академии наук, университетов и музеев (П. Недо, В.Якобайт, Р. Пееш, И. Зельнов, Г. Штробах, У. Бентцин, Р. Вайнхольд, У. Морманн, Г.-Ю. Рах и др.).
Г.Штробах