Вы находитесь здесь:
Неоэволюционизм
Неоэволюционизм -современное толкование некоторых основных идей классического эволюционизма, в частности представления о последовательно протекающем процессе развития человеческого общества от низшей ступени к высшей. После того как эволюционизм конца XIX — начала ХХ в. был сменен исторической функционалистской, структуралистской, а также психологической школами, в США в 40-е годы возникло новое направление, навеянное идеями эволюции. Влияние представителей этого направления возросло в 50-е годы настолько, что их следует рассматривать как новую школу, которая в целом обозначается термином Н. и в настоящее время представляет собой самое яркое явление в теоретической области этнографии США. Сторонники этой школы появились, в частности, и в ФРГ (И. Раум, Г. Гукш).
Возникновение Н. явилось следствием общих экономических, социальных и политических перемен, происшедших после второй мировой войны. Эти перемены поставили перед социологами капиталистических стран задачу проанализировать новые процессы, найти пути разрешения возникающих конфликтов и разработать прогнозы дальнейшего развития. Серьезным вызовом буржуазной науке являлась также марксистская теория общественного развития. Которой Н. намеревался противопоставить свою теорию, выдержанную в границах традиционной буржуазной мысли.
От классического эволюционизма Н. отличается рядом существенных моментов. Во-первых, безусловный оптимизм классического периода уступил место растущему скептицизму. В этом нашло свое выражение то обстоятельство, что социальные и политические противоречия оказывались неразрешимыми в рамках буржуазного общественного строя.
Во-вторых, сторонники Н. по большей части не разделяют теперь убеждения о закономерном ходе общественного развития. За исключением некоторых представителей (Л. Уайт, М. Харрис), они не признают больше неограниченной исторической закономерности. Общественные перемены интерпретируются как мутации, т.е. случайности (Э. Сервис, Дж. Ленский).Понятие эволюции ограничивается признанием поступательного развития вообще, происходящего по неопределенным причинам, которые в отдельных случаях рассматриваются и определяются как более высокая ступень интеграции, более широкая вариабельность при наличии более дифференцированной или комплексной степени организации (У. Гольдшмидт, Д. Рибейро), или же более развитыми возможностями адаптации (Т. Парсонс). Чрезвычайно смелым признанием детерминированности исторического процесса является также тезис о «принципе ограниченных возможностей» (Дж. Мердок), ибо он исходит из предпосылки, что многие области общественной жизни не подчинены воздействию познаваемых причинных факторов. Тезис о «многолинейном развитии» (Дж. Стюард) также фактически устраняет признание универсальной исторической закономерности.
В-третьих, нередко подвергаемая критике версия классического эволюционизма об однолинейном развитии привела в Н. к разработке более дифференцированной теории эволюции.
В настоящее время Н. представлен множеством направлений, среди которых наблюдаются и методические расхождения.
И.Зельнов