Вы находитесь здесь:
Этноискусствознание
Этноискусствознание (Anthropology of art) — область науки, находящаяся на стыке этнографии и искусствознания. В широком значении изучает этническую специфику художественной культуры отдельных народов, народное (традиционно-бытовое) искусство различных этносов, его генезис, закономерности развития, происхождение, первобытное искусство, взаимосвязи народного искусства с профессиональным, а также отдельные виды искусства, его судьбы в современном индустриальном обществе, способы хранения и экспонирования произведений народного искусства в этнографических музеях, использование народного искусства как источника изучения этногенеза. Э. включает как теоретические аспекты. Так и методы полевого исследования народного искусства, его историю. Изучаемые Э. виды народного искусства, его историю. Изучаемые Э. виды народного искусства: изобразительное, музыкальное (см. Этномузыкология), хореографическое, народный театр и др.
В узком значении Э. изучает изобразительное народное искусство (пластика, сюжетные рисунки на плоскости, художественная обработка металла и дерева и других материалов, орнаментика, ковроделие, художественная вышивка и пр.).
Фактические данные, связанные с народным искусством, широко использовались в теоретических построениях ученых различных школ и направлений конца XIX — начала ХХ в. Большое внимание изучению отдельных форм художественной культуры народов мира уделял . Боас. Позднее А. Крёбер предпринял попытку связать многообразие стилей народного искусства с теми или иными социальными институтами. Значительное влияние на последующее развитие Э. оказали работы К. Леви-Строса. Одно из новых направлений в современном западном Э. — так называемое «этноискусство» (ethnoart). Инициатор этого научного течения Г. Сильвер выступает за изучение народного искусства в его эмном аспекте, что сближает его со сторонниками когнетивной антропологии.
В советской этнографической науке большой вклад в изучение проблем Э. внесли С.В. Иванов, убедительно продемонстрировавший значение народного орнамента как источника для исследования вопросов этногенеза и этнической истории, и А.Д.. Авдеев, предпринявший попытку реконструировать на этнографическом материале ранние формы театра, и др.