Sibirica

22

Mar, 2023

Wednesday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 18:56

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Археология
  • Технологическая археология

Технологическая археология

В настоящее время все большим вниманием пользуется изучение артефактов-отбросов, что позволяет восстановить технологию процесса материального производства.
Значительный вклад в разработку теории технологической археологии внес Лесли Уайт [White, 1949; Уайт, 1976, с. 92-101]. Он выделил три подсистемы культуры: технологическую, социологическую и идеологическую, позднее заимствованную Л. Бинфордом. Технологическая система состоит из материальных, механических, физических и химических орудий труда вкупе с технологией их использования, позволяющей человеку как представителю животного мира вступать в контакт с окружающей средой. Сюда входят средства производства, средства существования, строительные материалы, средства ведения войны и обороны. Социологическая система состоит из межличностных отношений, выраженных в коллективных или индивидуальных паттернах поведения. Внутри этой системы, в свою очередь, выделяются общественная, экономическая, этическая, политическая, военная, религиозная системы, системы семьи и др. Идеологическая система состоит из идей, верований, знаний, выраженных посредством членораздельной речи или в иной символической форме. Мифология и теология, легенды, литература, философия, наука, народная мудрость и знания, восходящие к здравому смыслу, тоже входят в идеологическую систему. Эти три категории составляют культурную систему как целое. Конечно, они взаимосвязаны; каждая влияет на другие и, в свою очередь, испытывает на себе их влияние. Но сила воздействия в разных направлениях неодинакова. Главную роль играет технологическая система. Человек как биологический вид и, следовательно, культура в целом, зависят от материальных вещей, от механических способов приспособления к естественной среде. Технологическая система первична и наиболее важна по значению; от нее зависят жизнь человека и его культура. Социальные системы, действительно, носят вторичный и вспомогательный характер по отношению к технологическим системам. Грубо говоря, социальную систему можно определить как организованные усилия людей, направленные на использование средств существования, укрытия, защиты и нападения. Социальная система – функция технологической системы. Системы технологии определяют социальные системы, если меняются первые, то неизбежно изменяются последние. Идеологические, или философские, системы представляют собой организацию верований, интерпретирующих людской опыт. Но и сам опыт и его интерпретация в значительной степени обусловлены технологией. Каждому типу технологии соответствует некий тип философии. Таким образом, Л. Уайт представляет культурную систему в виде трех горизонтальных слоев: технологический в основании, философский наверху, социальный между ними. Чтобы противостоять космическому потоку, живые организмы должны захватывать свободную энергию из неживых систем и использовать ее для поддержания жизни. Энергия сама по себе ничего не значит. В культурной системе важна лишь та энергия, которая контролируется, направляется. А это уже достигается технологическими средствами, теми или иными орудиями производства. И Уайт формулирует основной закон эволюции культуры: «культура развивается вместе с возрастанием количества энергии, ежегодно обуздываемой на душу населения». А средство обуздания – технология. При равной энергии прогресс зависит от развития техники. Это представление выражено в формуле:
C = E + T,
где С есть культура, E – энергия, T – технология.
Стадии развития культуры разделены у Уайта революциями. В первобытное время единственной рабочей силой был сам человек, в единицах измерения энергии это 1/20 лошадиной силы. Затем следуют три революции: 1) аграрная, 2) топливная, 3) термоядерная. Таким образом, история человечества у Уайта есть прежде всего история техники.
Уайт измеряет общественный прогресс: 1) количеством обуздываемой за год энергии на душу населения; 2) эффективностью технологических средств, с помощью которых энергия обуздывается; 3) количеством производимых продуктов и услуг. В связи с этим известный советский этнограф Ю.П. Аверкиева c некоторой долей ехидства заметила: «Он измеряет эволюцию культуры в лошадиных силах» [Аверкиева, 1979, с. 208].
Следует отметить, что на современном этапе развития археологии культурные, социальные и когнитивные аспекты представляют особую важность в технологических исследованиях. Во все усиливающихся тенденциях основное внимание уделяется пониманию технологических процессов, позволяющим видеть, как эти процессы дают логические ответы на наблюдаемые изменения, отражающие человеческого поведения и познания. Таким образом, в некотором смысле эта тенденция становится в оппозицию к бывшим морфологическим исследованиям [Technology in Archaeology, 2005].
Ю.П.Холюшкин. Системная рхеология.- Новосибирск, 2010

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин