Sibirica

24

Mar, 2023

Friday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 15:57

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Общая реконструктивная археология
  • Поведенческая археология Майкла Шиффера

Поведенческая археология Майкла Шиффера

Поведенческая археология Майкла Шиффера. В 70-е годы Майкл Шиффер (рис. 3) из Аризонского университета, ученик Бинфорда, концептуально поднял эту проблему до ранга наиболее важной, передвинул ее в центр археологической теории. Его поведенческая археология предназначена изучать всякое поведение людей – как они живут, действуют, создают культуру и, самое важное, как они, соответственно снашиванию и выбрасыванию элементов культуры из жизненной циркуляции, направляют их в отходы или в состояние упокоения. Это значит – как они накапливают культурный слой, создают могилы и погребения, и т. д. Шиффер вводит именно законы второго ряда в ядро теории археологии.
По моему мнению, эти изменения указывают поворотный пункт в истории Новой Археологии. Может быть, будет более точно сказать, ее конец, потому что с этого времени в США лидировала не Новая Археология (как она реализовалась), не процессуальная археология (как она именовала себя). Ядро концепции сдвинулось с культурного процесса на поведение людей и артефактов, приводящее к формированию археологического источника. Это определило формы, в которых культурный процесс был связан с социальными и природными изменениями, будучи фиксирован в остатках и следах, чтобы предстать перед археологом.
Майкл Брайан ШИФФЕР (Michael Brian Schiffer, род. 1947) на 12 лет младше Бинфорда, учился у него и его ученика Джеймса Хилла в Чикаго, затем как раз когда Бинфорд перевелся в университет штата Нью-Мексико, Шиффер оказался рядом – в штате Аризона. Из числа горных штатов Юго-Запада США, с одной из наиболее сохранившихся индейских общин, Аризона славилась университетом, в котором особенно интенсивно развивались исследования по культуре индейцев, в частности и археологические. Молодой Шиффер принял участие в большой экспедиции под руководством «обращенного» в Новую Археологию старика Пола Мартина.
Вероятно, на Шиффера как-то повлияло изменение настроений в окружении Бинфорда, разделение исследований на «два контекста», интерес к этноархеологическим проблемам. Так или иначе, он первым сформулировал концепцию, переводящую законы второго ряда в центр теории археологии – одновременно с «утратой невинности» Дэвида Кларка. И наиболее четко.
В 1972 г. в местном журнале «Кива» он опубликовал статью «Культурные законы и реконструкция прошлых образов жизни», где высказался о законах особого рода – законах формирования источника, об их значении для реконструкции прошлого. В том же году в главном археологическом журнале США «Америкен Антиквити» появилась его статья «Археологический контекст и системный контекст». Идею Бинфорда о «двух контекстах» он первым обратил в средство отхода от процессуальной археологии. Он рассуждал так: когда артефакты еще функционировали (производились, использовались, сохранялись), они включались в систему поведения людей. Тогда они существовали в системном контексте. Они составляли часть системы поведения. После того, как они были выброшены или навечно упокоены в отложении (в культурном слое или в могиле), они оказались в археологическом контексте. На пути из первого контекста во второй они прошли через серию трансформаций. Это и есть формирование археологического источника.
Процессы этих трансформаций Шиффер называет процессами С – А (система – археология). Большей частью это процессы депозиции. Когда археолог раскапывает местонахождение, это процессы А – С. Еще во время эксплуатации памятники могут получить вторую жизнь, новую функцию — это процессы С – С. Наконец, во время депозиции они могут быть разрушены (при распахивании, строительной деятельности и т. п.) – это процессы А – А.
В этой статье Шиффер рисует путь материалов из жизненного контекста (который он называет системным) в археологический контекст: обзаведение заготовкой – изготовление – употребление – выбрасывание – упокоение в отбросах. Одна схема для материалов длительного пользования (рис. 4), другая — для материалов разового употребления (рис. 5).
В 1973 г. к этим статьям добавилась статья «Культурные формирующие процессы археологического источника: применение на Джойнт Сайт, юго-восточная Аризона» (статья не напечатана, хранится в архиве микрофильмов Аризонского университета). В 1975 г. дальнейшее продвижение указала статья «Археология как поведенческая (бихевиорная) наука» в журнале «Америкен Антрополоджист» и там же совместная статья с Джеферсоном Ридом и Уильямом Раджем «Бихевиорная археология: четыре стратегии». А в 1976 году вышла книга Шиффера «Поведенческая археология» («Behavioral archaeology»), сразу ставшая широко известной. В ней он продолжил и развил свои положения о двух контекстах археологического исследования и движении материалов из одного контекста в другой (рис. 6) и воздвиг из всего этого целостное здание археологии, отличающееся от процессуальной археологии Бинфорда.
Шиффер считает главной задачей археологической реконструкции найти устойчивые соответствия между, с одной стороны, явлениями прошлого (элементами прошлой культуры, а также видами событий истории, одним словом, между поведением древних людей) и, с другой стороны, их отражениями в материальной культуре, а еще точнее – в археологических источниках. Эти соответствия он называет, по примеру Джеймса Хилла (в работе 1970 г. «Броукен К пуэбло»), «коррелятами». Если корреляты устойчивы, то противоположные концы каждого коррелята связаны некими закономерностями. Это и есть законы формирования археологического источника – наши законы второго ряда. Облик и функционирование этих законов определяются преобразованием информации на пути от прошлого к современности, от системного контекста к археологическому, ее постепенным разрушением и рядом утрат.
В исключительных случаях, когда стихийная катастрофа настигала населенный пункт, он мог сохраниться почти полностью – как Помпеи, накрытые при извержении Везувия в один день 79 г. н. э. слоем пепла, который был сцементирован ливнем. Не раз археологи острили, что несчастье для людей оказывается благом для археологов. В этих исключительных случаях археологу остается только описать и обобщить раскопанные материалы. Помпеи – это то состояние, в котором памятник должен был бы представать перед археологом. Но он — как правило — не предстает таким.
Шиффер приходит к заключению, что «археологические остатки – это испорченное отражение культурной системы прошлого». Иначе говоря, «структура археологических остатков – это испорченное отражение структуры материальных объектов в культурной системе прошлого» (Schiffer 1976: 12, 42). Оно испорчено, потому что во время депозиции различные факторы воздействуют на него. Эти факторы Шиффер называет трансформами (или преобразователями), потому что они трансформируют, обусловливают превращения. Они делятся на две группы: а) культурные факторы, как то: отбор при выбросе, намеренное упокоение, вторичные раскопки и т. п. – они называются трансформами К (в английском C-transforms – от «culture» ‘культура’), и 2) естественные, природные факторы, как разложение, ржавение, сгнивание, распад, рассеяние – эти называются у Шиффера трансформами П (в английском N-transfotrms – от «nature» ‘природа’). Учитывая археологические трансформы обоего рода, исследователь приходит к коррелятам, а с их помощью получает вывод о реконструкции (рис. 7).
Почему Шиффер назвал свою книгу «Поведенческая археология» («Behavioral archaeology»)? Мы знаем бихевиорную психологию (behavioral psychology) и в разных смежных науках бихевиористское течение. Это направление было подготовлено исследованиями Эдварда Торндайка на животных, а провозглашено Дж. Уотсоном перед Первой мировой войной и разрабатывалось в межвоенное время. Оно следует принципу: не пытаться понять сознание людей или уловить их мышление, это обманчиво и безнадежно; достоверному изучению доступно только их поведение, которое можно увидеть, услышать и ощутить. Шиффер не имел в виду прямо провести бихевиористский принцип, но что-то от бихевиористского настроения всё же в его позиции есть. Он рассматривает артефакты как имеющие определенные позиции в системе поведения людей прошлого. Он хочет познать эти позиции и с ними древнюю систему поведения (артефактов и людей). Подобно Бинфорду (и бихевиористам), он не претендует на познание других сторон культурной жизни. Не в этом отличие «бихевиорной археологии» от учения Бинфорда.
Если в «Бихевиорной археологии» Шиффер иллюстрировал трансформирующие процессы примерами из своих раскопок, то в книге 1987 г. «Археологический источник и процессы формирования» Шиффер разработал и конкретизировал всякие виды трансформирующих процессов. В книге описаны и сопровождены фотоснимками всевозможные казусы разрушения артефактов в земле и на земле, древних и современных, их реутилизация после выбрасывания и т д.
Шиффер – очень активный и энергичный человек, истинный преемник Бинфорда. Он основал долговременную серию ежегодников – «Успехи в археологических методах и теориях» (1978 – 1986), где увидели свет объемные обзоры по важным проблемам источниковедческого анализа. Триггер проследил деление этих книг по темам. Оказалось: 39% об открытии фактов и хронологии, 47% по экологии, демографии и экономике, 8% по социальным проблемам и только 6% по идеологии, религии и древним знаниям.
Не успела иссякнуть серия «Успехов» началась другая серия – сборники «Археологический метод и теория» (198? — …), в 1992 г. вышел третий том.
Шиффер как бы распространяет вокруг себя некий фермент. Очень много статей о бихевиорной археологии и формировании археологических источников написано Шиффером в соавторстве с другими археологами – Джоном Хаусом, Уильямом Раджем, марксистом Рэнделом МакГуайром и др. Есть и работы о формировании источников, вышедшие, видимо, не из круга Шифера, но одновременные с его работами, например, книга М. Шэкли (M. Shackley) «Археологические отложения» (1975 г.). Это было общее веяние семидесятых.
Слабая сторона здания, построенного Шиффером, — это что мир идей выпал из археологического исследования, в то время как идеи людей также участвуют в формировании археологических источников.
На этой стадии прежняя Новая Археология стала сознавать, что археологические источники не то же самое, что культура прошлого (наименование «археологическая культура» в этом смысле некорректное, обманчивое). Но все эти исследователи (среди них и «бихевиорные археологи») верят, что археологические источники содержат всю информацию, необходимую для полной реконструкции исчезнувшего общества, что это можно делать, не прибегая к другим источникам информации.
Шиффер же с 90-х годов занялся историей электричества, электроники и радио.

Литература
Клейн Л.С. История археологическоц мвсли. СПБ,2005.

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин