Sibirica

26

Mar, 2023

Sunday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 06:14

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Общая археология
  • Школьная археология

Школьная археология

Школьная археология. Не требует доказательства положение, что подготовка будущей научной элиты возможна только при раннем приобщении школьников и студентов к исследованиям, их знакомству с тем, что представляет собой научная деятельность, в том числе и ее социально-психологические аспекты. Это важно не только для воспитания будущих ученых, но и для обеспечения качественного образования безотносительно к будущей сфере профессиональной деятельности.
Для этого требуется разветвленная межрегиональная система отбора и довузовской подготовки талантливых школьников для поступления в высшие учебные заведения. Механизм отбора должен включать проведение олимпиад по археологии, участие ученых в работе школьных археологических кружков, работу выездных приемных комиссий.
Говоря о школьной археологии России, следует отметить, что она имеет давние и разнообразные традиции в организации работы детских археологических кружков. В этом направлении на сегодняшний день достигнуты значительные результаты. Это выражается в методической преемственности работы с детьми, заложенной еще в далекие 20-е годы прошлого столетия.
Деятельность археологов Н.К. Ауэрбаха и В.П. Левашовой привела не только к созданию первых детских археологических кружков в Сибири, но и привнесла в них накопленный опыт исследования древностей, сложившийся еще в начале XX века. Существовала даже практика почетного «кружковства» ведущих археологов того времени в детских археологических организациях. Так, например, почетными членами археологического кружка, руководимого Н.К. Ауэрбахом, состояли В.А. Городцов, Б.Э. Петри, Г.П. Сосновский, П.П. Хороших, которые существенно пополнили библиотеку кружка [Бородовская, http://www.websib.ru/noos/history/arheology/index.htm].
Популяризация археолого-краеведческой работы в 50-х годах прошлого века отражена в специальных изданиях. Именно тогда Омский областной краеведческий музей выпустил руководство «Школьные экскурсии и походы по родному краю» [1958].
Существенный рост интереса к «школьной археологии» отмечается с начала 60-х годов в г. Новосибирске. В школьных кружках занятия с детьми приобретают системный характер, разрабатываются теоретические и практические темы, многие руководители привлекают детей не только к раскопкам, но и к обработке полевых материалов.
В Санкт-Петербурге в 1959 г. был создан Клуб юных археологов при Эрмитаже. В 1960 году Л.С. Клейном при кафедре археологии ЛГУ был создан археологический кружок. В 1971 г. ученик Л.С. Клейна А.В. Виноградов при Дворце им. Жданова начал вести первый в СССР 1970-х гг. археологический кружок на профессиональной основе [Лебедев, 1990]. Опыт работы школьных археологических кружков был отражен в ряде статей [Мартынова, 1967; Никитин, 1972; Бородовский, Бородовская, 1992; Романцова, 1972] и учебных пособий [Матюшин, 1964; Алтухов, 1991а, б; Бородовский, Бородовская, 1993а, б, в].
Литература
Бородовская Е. Л., Бородовский А. П. Авторская программа “Икар” (история, краеведение, археология). Новосибирск, 1993а. Вып. 1. 58 с.
Гражданников Е.Д., Фелингер А.Ф., Холюшкин Ю.П. Системная классификация разделов археологии. // Методические проблемы реконструкций в археологии и палеоэкологии. Новосибирск: Наука. 1989. С. 5 – 16.
Гражданников Е.Д., Холюшкин Ю.П. Системная классификация социологических и археологических понятий. – Новосибирск: Наука. 1990а. С. 13-17.
Клейн Л.С. Введение в теоретическую археологию: учебное пособие.– СПб: Бельведер, 2004. 469 с.
Лебедев Г.С. Опыт школьных археологических экспедиций Ленинграда//Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск, 1990.
Мартынова Г. С. Археология в школе //Известия лаборатории археологических исследований Кемеровского пединститута. Кемерово. 1967. Вып. 1. С. 60—65.
Матюшин Г.Н. Археология в школе. – М., 1964.
Шер Я.А. Археологическое образование в России: реальности и проблемы. 2009 //URL: http://www.archaeology.ru/ONLINE/Sher/educ.html.
5.3. Системная классификация о

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин