Sibirica

22

Mar, 2023

Wednesday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 15:15

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Основания археологии (общая археология) (с1′)
  • Этика археологическая

Этика археологическая

Этика археологическая. Суть социально-трудовых отношений в науке лучше всего выразил Р.Мертон, раскрывая содержание «научного этоса» [Merton 1973: с. 267-296, Мирская, 2000]. «Научный этос» рассматривался им как совокупность нормативных отношений, которые должны существовать в научном сообществе. Именно эти нормативные отношения и должны обеспечивать функционирование науки как социального института, производящего новые достоверные знания. Стремление каждого ученого к профессиональному признанию в рамках сообщества ученых – сила, обеспечивающая движение механизма функционирования социального института науки.
Однако, реальная научная жизнь далека от той, которая представлена в тех же нормативных отношениях «научного этоса». Реальные отношения между учеными далеки от тех, которые предполагаются по нормам. На это Р. Мертон обратил внимание в цикле работ конца 50-х-начала 60-х годов 20 века, когда рассматривал разного рода «патологии» науки – конкуренцию, подозрительность, зависть, скрытый плагиат и т.п. «Патологии» науки порождают двойственность, противоречивость, амбивалентность в поступках и действиях представителей науки. Им для описания реального поведения ученых были введены девять взаимно противоположных нормативных принципов, в которых и было выражено его видение «социологической амбивалентности». Амбивалентные нормативные принципы дают ученому выбор между следующими альтернативами:
1. Ученый должен как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями.
2. Ученый должен быть восприимчивым к новым идеям, но не должен поддаваться интеллектуальной «моде».
3. Ученый должен стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом должен работать, не обращая внимания на оценки других.
4. Ученый должен защищать новые идеи, но не должен поддерживать опрометчивые заключения.
5. Ученый должен прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом должен помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество.
6. Ученый должен быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не должен быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию.
7. Ученый должен всегда помнить, что знание универсально, но не должен забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено.
8. Ученый должен воспитывать новое поколение ученых, но не должен отдавать преподаванию слишком много внимания и времени.
9. Ученый должен учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него. Данные принципы «социологической амбивалентности» могут быть положены в основу построения типологий, которые позволяли бы выделять типы ученых, поведение которых не соответствует нормам науки. Тем более, то в ряде уже существующих типологий такие типы присутствуют.
Важность профессиональной этики осознается и археологическим сообществом. Так Я.А.Шер в одной из своих публикаций подчеркивал, «что вместе с усвоением знаний и приобщением к науке студент должен усваивать нормы профессиональной этики. Они не всегда сформулированы явно. Например, есть «Кодекс профессиональной этики музейного работника», зафиксированный в специальном документе ЮНЕСКО, но нет такого кодекса для археолога. Однако нормы есть, и честные профессионалы всегда их соблюдают. Главное здесь не столько декларирование этих норм, сколько их неукоснительное соблюдение» [Шер, 2009б]. Однако в некоторых странах этот кодекс есть. Вот, что пишут поводу этического кодекса археолога Б.М.Фаган и К.Р.Де Корс [2009б: с.58]:
Профессиональные археологи живут в соответствии с множеством формальных и неформальных положений кодекса этики. Кодекс Общества американских археологов прост и четок. От археологов ожидается, что они будут:
• Сохранять археологические материалы для блага всех людей.
• Принимать во внимание интересы всех групп людей, которых затрагивает их работа, и быть внимательными к ценностям других культур.
• Избегать действий, могущих повысить коммерческую ценность археологических объектов, которые пока нельзя исследовать или отправить на хранение в какое-либо общественное заведение.
• Просвещать людей и объяснять важность археологических находок, способствовать общественному пониманию прошлого.
• Сообщать о своих находках самыми общедоступными средствами.
• Сохранять соответствующим образом свои коллекции и материалы для будущих поколений, а также обеспечивать доступ других археологов к материалам исследований с соблюдением юридических и прочих норм.
• Никогда не предпринимать исследований без надлежащей подготовки, опыта и оборудования, необходимых для полного завершения работы.

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин