Sibirica

24

Mar, 2023

Friday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 15:51

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Археология
  • Искусствоведческая археология

Искусствоведческая археология

Тройная классификационная группа”искусствоведческая, вещеведческая и технологическая археология” выделена на основе трех основных компонентов археологических остатков прошлого: артефактов-ценностей, артефактов-предметов, артефактов-отбросов. (Гражданников, Холюшкин. 1990).
Артефакты-ценности представляют собой произведения искусства или научные инструменты, которые играли большую роль в палеокультуре.
Артефакты-предметы — это бытовые вещи, орудия труда.
Артефакты-отбросы — это вещественные остатки технологического процесса древнего производства.
Как отмечал И.Е. Забелин, «в то время, когда археологическое знание стало впервые складываться в научную систему, под именем древности и древностей все ученые разумели только древности античного мира и притом по преимуществу только древности художественные… С той поры слова “древность”, “древний”, “антик” стали обозначать исключительно жизнь произведения художественного, а потому и археология явилась наукою древнего античного искусства» (Забелин, 1878: 2-3). Таким образом, артефакты-ценности составляли основу собирательского периода развития археологии, так называемого периода антикваризма.
Известно, что в эпоху эллинизма широкое распространение получил особый вид литературы, называемый «периэгисис» — описание учеными -путешественниками стран, городов и главным образом памятников старины (Монгайт, 1973: 10). Под влиянием «периэгисиса» началось коллекционирование старинных вещей. Страбон (66 г. до н.э. — 24 г. до н.э.) сообщал, что в его время происходило разгробление могил в Коринфе с целью добывания вещей на продажу коллекционерам (Монгайт, 1973: 10). Увлечение коллекционированием не исчезло даже в средние века. Остались отрывочные сведения о том, что, например, франки собираль старинную римскую стекляную посуду и т.д. В эпоху возрождения страсть к коллекционированию древностей охватила широкие круги общества. Такое колекционирование охватило всю Европу, однако такое повальное увлечение древностями еще нельзя было назвать наукой. поскольку древние вещи еще не рассматривались в качестве исторического источника. И одним из первых, кто понял научное значение предметов искусства, был Клод Пейреск, который указал на важность всестороннего изучения вещей, точного обмера памятников архитектуры и изготовления гипсовых слепков скульптур. Свой вклад в становление искусствоведческой археологии как науки внесли в период антикваризма Жак Спон, Бернард де Монфокон, Бартелеми и многие другие.
Однако больше всех содействовали прогрессу искусствоведческой (классической) археологии в XBVIII веке сочинения графа Кэлюса и Иоганна Иоахима Винкельмана. Труды этих исследователей положили начало научному исследованию памятников античного искусства. Поскольку в это время под археологией понимали изучение памятников искусства, то Винкельман был прозван «отцом археологии» (Монгайт, 1973: 12). Его труды «История искусства древности» и «Неизвестные античные памятники» являются достойным завершением эпохи «антикваризма.
Ю.П.Холюшкин. Системная археология.-Новосибирск, 2910

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин