Вы находитесь здесь:
Допарадигмальная археология
Допарадигмальная археология. Предпарадигмальный период любой научной дисциплины характеризуется ее концептуальной несамостоятельностью, отсутствием собственного теоретического каркаса, внешним заимствованием категориального аппарата из других областей знания (*как правило, смежных или более общих).
Для социологии науки такими областями знания явились: социальная философия (О. Конт, К. Маркс, М. Вебер); общая социология и антропология познания (Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, М. Шелер); когнитивная психология (В. Оствальд, Ф. Гальтон, Э. Фромм, М. Махони, М. Ярошевский); история науки в ее экстерналистском понимании (Д. Бернал, Б. Гессен, Дж. Холдейн, Э. Цильзель); историческое языкознание и социальная лингвистика [В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр).
В предпарадигмальный период наука и как познавательная деятельность и как социальный институт рассматривались лишь в качестве частных случаев более общих структур (познания вообще, социальных систем вообще), где действуют универсальные для этих структур законы. Хронологически этот период становления социологии науки занял более ста лет, начиная с работ О. Конта [30-40 годы XIX в.] и вплоть до исследований Р. Мертона и его учеников [50-60 годы XX века].
Предпарадигмальная археология – наука периода частых и серьезных споров о правомерности применяемых методов исследований, проблем и стандартных решений. Почти несущественные в период нормального развития науки, они регулярно вспыхивают в предпарадигмальный период. Именно в этот период ученые-археологи спорят о том, решены ли фундаментальные проблемы в их области, а поиски научных правил приобретают такое значение, которое они обычно не имели.
Литература
Кун П. Структура научных революций. – М., 1977.