Sibirica

26

Mar, 2023

Sunday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 06:24

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Археологическая информатика
  • Технологии обработки данных

Технологии обработки данных

Технологии обработки данных археологических исследований являются наиболее важным и ответственным звеном в структуре понятий археологической информатики. Они представляют собой фактически комплекс функциональных подсистем, под потребности и возможности которых должны подстраиваться другие типы технологий, выполняя для комплекса функции обеспечивающих подсистем. Разумеется, процедуры обработки данных и соответственно технологии, предназначенные для этих целей, рассредоточены по всем этапам формирования, представления, хранения, собственно обработки, передачи археологической информации, составляя в первых программно-техническое и технологическое ядро. Однако наиболее важную роль играет подсистема собственно обработки археологических данных, в которой сосредоточены и задействованы основные методы, модели, алгоритмы и технологии по современным формам проведения археологических исследований с использованием технических средств. Их использование дает возможность получать новые результаты и знания о жизни людей и природных процессах в далеком прошлом за счет обобщения имеющихся археологических данных и выделения в них наиболее важной информации методами информатики. Можно с полным основанием говорить, что технологии обработки информации суть технологии собственно археологических исследований.
В качестве технологий обработки можно привести следующие:
а) CAПР-программы могут применяться для реконструкции археологических объектов, например древних построек. Для этой цели археологи используют AutoCAD, а также программы MicroStation, AutoCAD Map, Easy CAD и многие другие. Основной способ применения подобных программ археологами — подготовка полевых чертежей и трехмерные реконструкции раскопов, погребальных сооружений и поселений, а также архитектурных памятников и археологических находок.
Сегодня 3D-реконструкция позволяет качественно изменить картину документирования древних архитектурных сооружений. В случае воссоздания архитектурных ансамблей прошлого CAПР используется для того, чтобы представить, как могла выглядеть некогда существовавшая структура, и чтобы в нее точно вписывались все элементы, дошедшие до наших дней. При этом CAПР-модели могут исходить не только из геометрических построений, но и из условий прочности, устойчивости и т.п.
Мощные вычислительные способности современных компьютеров привели к появлению новой научной дисциплины — виртуальной археологии. Имея набор трехмерных моделей памятников старины, их можно объединить в виртуальную модель и поместить наблюдателя в этот виртуальный археологический экспонат. Такая модель может быть интерактивной, то есть она позволяет наблюдателю осуществлять навигацию в виртуальном пространстве, осматривая некогда существовавшие архитектурные ансамбли и целые древние города.
б) VRML-технологии. Создание же собственными силами 3D-моделей авторскими средствами разработки CD-ROM на персональных компьютерах нереально, т.к. требует также немалых затрат на приобретение готовых инструментальных пакетов.
Более реальным является обращение типу 3D-технологий – VRML, который является одним из основных и наиболее развитых инструментов разработчика трёхмерных миров в Internet. VRML расшифровывается как язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language). [Холюшкин, Воронин, Семенов, 2005].
Этот платформенно независимый объектно-ориентированный расширяемый язык программирования в самых общих принципах напоминает хорошо известный проектировщикам Web-страниц язык HTML. Однако в отличие от последнего он обладает новыми возможностями, необходимыми для моделирования динамики музейных объектов.
Документ VRML применительно к музейному контексту представляет собой просто текстовый файл, который содержит описания залов, свойств их поверхностей (цвет, текстура материала, освещение и т. п.) и изображений музейных экспонатов. VRML-документ запрашивается с Web-сервера и поступает пользователю в виде исходного текста, точно так же, как и уже давно ставший привычным HTML-документ. Просматривающий VRML-документ и преобразующий его текст в трёхмерную графику браузер должен иметь т. н. VRML-plugin, создающий на экране монитора иллюзию пространственного движения наблюдателя и окружающих его объектов.

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин