Sibirica

24

Mar, 2023

Friday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 16:06

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Археологическая методология
  • Общая археологическая методология

Общая археологическая методология

Общая археологическая методология (подраздел археологии), в задачу которого входит анализ структур, методов, свойств археологических концепций и их возможностей)».
Фактически общая археологическая методология представляет собой совокупность обобщенных предписанных правил деятельности ученых для объяснения единичных явлений, повторяющихся процессов, статистических закономерностей, с помощью которых устанавливаются общие законы, и прогнозируется поведение еще не изученных явлений.
Специалисты в области философии науки пытались уяснить эти правила, однако оказалось, что такую обобщенную модель трудно детализировать.
На мой взгляд, существует несколько аспектов деятельности в сфере общей археологической методологии по созданию общей модели:
первый аспект – связан с обобщением процедур поиска, направляемых интуицией ученого и помогающих формулировать научные гипотезы и новые идеи;
второй – с выработкой надежных построений для подтверждения сделанных заключений;
третий – характеризует, каким образом ученый формулирует эти заключения, и каким образом они связываются в согласованную и последовательную совокупность упорядоченного знания. К сожалению, эти три аспекта трудно разделить.
Гилберту Райлу удалось остроумно подметить оттенок иллюзорности при попытке исследования мысли ученого по указанным правилам научного анализа: «Сколько познавательных действий совершил он перед завтраком и что он при этом чувствовал? Было ли это утомительно? Радовался ли он превращению своих догадок в выводы и был ли он при этом осмотрителен или беззаботен? Заставил ли его звонок к завтраку остановиться на полпути от догадки к выводу?» [Ryle, 1949: p. 275, цит. по Харвей, 1974: с. 47].
Для того чтобы упорядочить систему заключений о реальном мире, созданную наукой, можно представить ее методологию познания в виде своеобразной иерархии, отражающей переход от эмпирического уровня обобщения к теретическому. Вопрос об эмпирическом и теоретическом уровне исследования в общефилософском плане разработан В.С.Швыревым [Швырев, 1978]. Согласно кантианским представлениям, эмпиризм – это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего не было прежде в чувствах. Разум полностью ограничен материалом, поставляемым чувствами. Он, в действительности, занят разъединением, перестановкой, сочетанием – словом, упорядочиванием первичных данных опыта. Таков его удел. Таким образом, эмпирическое знание, в основе которого лежит наблюдение, отражает лишь внешние свойства предметов и поэтому полностью опирается на наглядные представления.
Теоретическое знание возникает на основе анализа роли, и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы. Сравнение выделяет формально общее свойство, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному формальному классу независимо от того, связаны ли эти предметы между собой. Путем же анализа отыскивается такое реальное и особенное отношение вещей, которое вместе с тем служит генетической основой всех других проявлений системы. Это отношение выступает как всеобщая форма или сущность мысленно воспроизводимого целого. Теоретическое знание, возникшее на основе преобразования предметов, отражает их внутренние отношения и связи. При воспроизведении предмета в форме теоретического знания мышление выходит за пределы чувственных представлений. Конкретизация эмпирического знания состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий формально выделенный класс. Конкретизация теоретического знания требует превращения в развитую теорию путем выведения и объяснения частных проявлений системы из ее всеобщего основания. Необходимым средством фиксации эмпирического знания является слово-термин. Теоретическое знание первым делом выражается в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности средствами искусственного и естественного языка.
Тем не менее, эмпирический факт всегда теоретически нагружен. Теория тоже, как Антей, вынуждена прикасаться к «матери-земле» фактов. Поэтому резонно вести речь об акцентах, о превалировании того или иного начала. В биологии, например, преобладают чувственный опыт, наблюдение, эксперимент, а в логике и математике – идеально-теоретическое моделирование, рациональные обобщения и расчеты.
Эмпирический и теоретический уровень есть и в описательных и в аналитических науках. В процессе исследования границы между науками и уровнями исследования принимают сугубо условный характер, описание и анализ переходят друг в друга.
Многоуровневая процедура переходов от эмпирических построений к теоретическим построениям, от теоретических построений к эмпирическим построениям, от объяснения к описанию и от описания к объяснению составляет содержание процесса научного исследования. Именно поэтому в состав диадной группы вошли: эмпирическая археология и теоретическая археология.
Литература
Холюшкин Ю.П. Системная археология.Учебное пособие. Новосибирск, 2010

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин