Sibirica

26

Mar, 2023

Sunday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 06:59

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Эволюционизм
  • Амстердамская школа

Амстердамская школа

Амстердамская школа — одно из поздних эволюционистских направлений в западной этнологии. Развивалось в Нидерландах в первой половине ХХ в. на базе кафедры этнологии Амстердамского университета, возглавлявшейся с 1907 по 1933 г. основателем и главой А.ш. С.Р. Штайнметцем (1862-1940). Органом А.ш. был журнал «Internationales Archiv fur Ethnolographie» («Международный этнографический архив»), издававшийся в Лейдене с 1888 по 1947 г. Основные работы последователей А.ш. публиковались на немецком и английском, реже — на голландском языках. А.ш. начала формироваться в эпоху кризиса классического эволюционизма, представлявшего один из главных источников ее теоретической платформы. Реакцией А.ш. на этот кризис был перенос основного внимания на сравнительно-историческую типологизацию культурных явлений, которая стала рассматриваться как главная цель этнографического исследования. Адепты А.ш. (Х. Нибур, Т.С. ван дер Бей, Й. Фаренфорт и др.) скрупулезно рассматривали пространственные и временные вариации таких явлений, как война, рабство, положение женщины, первобытные верования и т.п. Эти работы отличались крайним эмпиризмом, богатством фактической базы, но и нечеткостью теоретических концепций. Многие из них не потеряли своего значения до сих пор. В 1920-е годы сторонники А.ш. под руководством С.Р. Штайнметца начинают каталогизацию имеющегося в литературе фактического материала по более чем 1500 народам. Работа эта не была доведена до конца, но она предвосхитила создание Региональной картотеки человеческих отношений (HRAF) в США. А.ш. не придавала в отличие от Лейденской школы большего значения полевым исследованиям, ее последователи в массе оставались кабинетными учеными, продолжающими традицииклассических эволюционистов. В целом в довоенный период А.ш. развивалась в кругу центральноевропейских школ. Последователи А.ш. вместе с тем резко выступали против крайних диффузионистских концепций, и особенно против концепции прамонотеизма.

Война и послевоенный период привели к кризису А.ш., ее идеи и методы были возрождены только в 1950-е годы под названием сравнительного функционализма. Во главе этого направления встал последователь С.Р. Штайнметца А.Й. Кёббен, возглавивший департамент культурной антропологии Амстердамского университета. Сейчас полевые исследования широко внедрены в практику этого университета, многие из идей и методов А.ш. по-прежнему находят в нем отклик, но в целом современные сравнительно-функционалистские исследования в значительной степени приближаются к американскому холокультурализму (школа Дж. П. Мердока.).

М.А.Членов

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин