Sibirica

22

Mar, 2023

Wednesday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 16:28

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Этнические процессы (Теоретические аспекты)

Этнические процессы (Теоретические аспекты)

Этнические процессы (теоретические аспекты). Э.п. — существенное изменение в ходе исторического процесса отдельных этнических элементов, частей этносов и этносов в целом, а также появление новых этнических общностей. В советской этнографической науке изучение Э.п. сформировалось в самостоятельную субдисциплину, получило теоретико-методологическое обоснование и воплощение в ряде капитальных трудов.

Термин «этнические процессы» был употреблен в 1920-е годы Н.Я. Марром, но развитие некоторых видов Э.п. рассматривалось еще в XIX в. Основное внимание при этом уделялось процессам ассимиляции, возникающей при всесторонних контактах крупных и развитых этносов с попавшими в их среду небольшими иноэтническими группами, что приводит к постепенному поглощению этих групп. Однако анализ таких процессов был неполон, объективные факторы их развития преуменьшались; известный русский этнограф Н.Н. Харузин писал, например, об «ассимилятивной способности» русского народа. Некоторые связанные с этим вопросы приобрели политическое значение, поэтому В.И. Ленин уделил им внимание, подчеркнув всемирно-историческую тенденцию капитализма к «ломке национальных перегородок, к стиранию национальных различий, к ассимилированию наций, которая с каждым десятилетием проявляется все могущественнее, которая составляет один из величайших двигателей, превращающих капитализм в социализм» (Т. 24. С. 125).

Процессы взаимодействия сравнительно развитых этнических групп были довольно основательно разработаны в конце XIX — первой половине ХХ в. западными, преимущественно американскими учеными. Кроме «ассимиляции», в которой подчеркивались психологические аспекты, связанные с переменой прежнего самосознания, ими применялись для анализа начальных этнических контактов понятия «аккомодации» или «адаптации», для изменения элементов культуры — понятие «аккультурации», для физического смешения этнорасовых групп — понятие «амальгамации», для социально-экономического единения — термин «интеграция» и т.д.

В советской этнографической науке по существу вплоть до середины 1960-х годов изучались главным образом процессы консолидации, т.е. объединения мелких этнических групп в крупные этносы, преимущественно — в социалистические нации; понятие «ассимиляции» обычно не выделялось и обозначаемые ею процессы объединялись и «слияния» людей различной национальности; говорилось также о «развитии» социалистических наций и народностей, но сущность этого термина в этническом отношении не анализировалась. Разработка типологии Э.п., их сущности и других методологических аспектов их исследования была начата в основном трудами В.И. Козлова и Ю.В. Бромлея.

В разработанной концепции Э.п. они подразделяются на эволюционные и трансформационные. Первые выражаются в значительном изменении любого из основных элементов этноса, прежде всего — языка и культуры. К этноязыковым процессам относятся изменения языка (например, его словарного состава), расширение или сужение его социальных функций (например, создание письменного языка у ранее не имевших его народов, использование его в школьном образовании и т.д.), распространение языка другого этноса (нередко как языка межнационального общения) и возникновение явлений двуязычия, а также полный переход на другой язык, т.е. явления языковой ассимиляции. Этнокультурные процессы можно разделить на внутри-, меж- и над-этнические. К внутриэтническим относятся процессы ослабления культурно-бытовой однородности этноса (например, в ходе его территориального распространения, заселения областей с другими природными условиями) или усиления этой однородности (например, в ходе консолидации). К межэтническим этнокультурным процессам относятся, связанные с заимствованием тех или иных элементов материальной и духовной культуры у контактирующих с ним этносов («аккультурация»).

К над-этническим (интернациональным) процессам относятся культурно-бытовые изменения, обусловленные вытеснением традиционных элементов материальной культуры унифицированными промышленным изделиями (например, народной одежде — «городским костюмом»), духовной культуры — распространением профессионального (интернационального) искусства и т.п. К эволюционным Э.п. относятся также существенные изменения социальной (классово-профессиональной) структуры этносов (например, в СССР в ходе индустриализации страны), изменения демографической структуры (по полу, возрасту, состоянию в браке) и т.п.

К трансформационным Э.п. относятся такие изменения этнических элементов, которые ведут к перемене этнической принадлежности: завершающим этапом их является изменение этнического самосознания и самоназвания, отражающих реально существующие связи между членами этноса; в случаях, когда это ведет к появлению новых этносов, трансформационные Э.п. охватывают и проблематику этногенеза. В СССР и других странах мира, где этническая принадлежность фиксируется в переписях населения, такие Э.п. прослеживаются по их влиянию на этническую структуру населения и численность отдельных народов.

Трансформационные Э.п. делятся на процессы этнического разделения и этнического объединения. К первым относятся процессы, при которых прежде единый этнос делится на несколько самостоятельных этносов, прекращая свое существование (например, древнерусский этнос — на русских, украинцев, белорусов), или от этноса отделяются части, становящиеся наряду с ним самостоятельными народами. Этническое разделение может быть вызвано обособлением отдельных частей численно и территориально разросшегося этноса без утраты ими соседства или миграциями частей этноса на дальние расстояния (то и другое часто встречалось в первобытном обществе); в классовом обществе, с возникновением государств существенную этноразделительную роль стали играть политические границы (например, при формировании немецкоязычных народов в Европе — немцев, австрийцев, люксембуржцев и др., при образовании испаноязычных наций в Латинской Америке — аргентинцев, уругвайцев, чилийцев и др.).

К объединительным Э.п. относится слияние групп людей различной этнической принадлежности и даже отдельных этносов в более крупные этнические общности, что типично для нового времени и приводит к общему сокращению числа этносов в отдельных странах и во всем мире. Основными видами объединительных Э.п. являются упомянутые выше консолидация и ассимиляция, а также этнорасовая миксация и межэтническая интеграция. Процессы консолидации сравнительно небольших этносов в более крупные, чаще всего и с новым этнонимом, начались на поздней стадии первобытности союзов племен, но развернулись в классовом обществе, политико-территориальные основы существования которого создали базу для более широких этнических связей. Так как в процессах консолидации обычно участвовали компоненты, родственные по происхождению, близкие по языку и культуре, то их развитие было своего рода диалектическим отрицанием ранее происшедших процессов этнического разделения. Процессы ассимиляции крупными (а часто и более развитыми) этносами попавших в их среду групп этнических меньшинств, обычно существенно отличающихся по происхождению, языку и культуре, характерны для классового общества, когда в основном уже сформировавшиеся этносы продолжают расширение своих границ в ходе колонизации (например, русские с XVI в. — в Среднее Поволжье, Приуралье и в Сибирь), территориально смешиваясь с местным населением, и когда начинаются миграции отдельных групп людей за пределы коренной этнической территории, в удаленные области своей страны и за ее пределы, например, в растущие иноэтнические города. Различается естественная и насильственная ассимиляция; первая обусловлена тесными контактами этнических групп с окружающей иноэтнической средой, распространением этнически смешанных браков, а часто и желанием членов этих групп слиться со средой; вторая — ассимиляторской политикой центрального правительства и местных властей, направленной на ускорение такого процесса путем препятствий для развития языка и культуры этнических меньшинств, умалением их правового статуса и т.п.

Термином «этническая миксация», недавно введенным Ю.В. Бромлеем, обозначаются процессы объединения групп, существенно отличающихся не только в языково-культурном, но и в расовом отношении, что сопровождается их физическим смешением; в западной литературе с этой целью обычно применяется термин «амальгамация». Под межэтнической интеграцией понимается процесс взаимодействия уже сложившихся, более или менее разнообразных по своим языково-культурным и другим параметрам этносов в рамках многонациональных государств или в межгосударственных союзах, что является начальным этапом предсказанного классиками марксизма-ленинизма процесса «сближения и слияния наций». В СССР этот процесс выразился в формировании новой социальной и интернациональной общности людей 0 советского народа, характеризующегося единой экономикой и идеологией, широким распространением в межнациональном общении русского языка, многими чертами общесоветской культуры и быта, а также общим самосознанием, связанным с советским патриотизмом и гордостью.

 

/ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ/ — раздел этнографической субдисциплины, изучающей этнические процессы. Если под последними понимаются любые изменения свойств и качеств этнических общностей на всех этапах существования человеческого общества, прежде всего в современных условиях, то Э.и. имеет дело с историческим прошлым существующих ныне этнических общностей и занимает тем самым пограничное положение между этнографией и историей, оставаясь тем не менее в рамках этнографии. На это указывает, в частности, наиболее часто применяемый ретроспективный метод изучения Э.и., при котором исследователь движется не в привычном для историка направлении естественной хронологической последовательности событий, а исходить из современной этнической картины и стремится уяснить процесс ее формирования, двигаясь шаг за шагом в глубь прошлого.

Термин Э.и. употребляется также для обозначения самих этнических процессов прошлого, исторических изменений этнических структур. В связи с разработкой теории этноса в советской этнографии за последние десятилетия большое внимание уделяется теоретическим проблемам Э.и., ее периодизации. Был выдвинут тезис о том, что выделение этапов Э.и. должно основываться на специфических критериях, отражающих качественные изменения основных характеристик этноса. Поэтому членение Э.и. лишь определенным образом соотносится с периодизацией социально-экономического развития. Но не сводимо к ней. Соответственно сформулировано понятие «критические точки Э.и.», позволяющие противопоставлять ее различные периоды. К числу таких «критических точек», отмеченных существенными сдвигами в ведущем признаке этноса — этническом самосознании относится завершение процесса первоначального формирования этноса, или этногенеза.

По вопросу о соотношении Э.и. и этногенеза высказываются различные точки зрения. Согласно одной из них, этногенез рассматривается как «перманентный процесс, в ходе которого происходит хотя бы медленное и незаметное, но непрерывное изменение этнического облика данной группы» (Токарев. 1949). По мнению других исследователей, Э.и. не включает период этногенеза и, следовательно, начальный ее этап наступает лишь с завершением процесса сложения этноса.

К числу дискуссионных проблем Э.и. и нардов мира относится также вопрос о времени возникновения этнических общностей человечества. В.П. Алексеев относит рубеж первоначального формирования этнической структуры к эпохе нижнего палеолита, С.А. Арутюнов — к началу мезолита; указывая на недостаточно четкую выраженность этнических признаков в донеолитическое время, В.А. Шнирельман предложил для обозначения общностей той эпохи понятие «протоэтнос».

Как бы то ни было, в разработке Э.и. народов мира советскими этнографами сделано гораздо больше, чем в зарубежной этнографической науке.

В.И.Козлов

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин