Sibirica

27

Mar, 2023

Monday

  • Естественная история
  • История (с3) Гуманитарная историческая наука
    • Археология
    • Этнология
  • Новости
  • Ресурсы
    • Археологический портал знаний
  • Стат-пакет
  • Карта Сайта

Время: 05:05

Вы находитесь здесь:

  • Главная
  • Экспериментальная психология

Экспериментальная психология

Быть может, вы искали «Экспериментальная психология»?

Эксперимента́льная психоло́гия(англ. experimental psychology) — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов. Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.Экспериментальная методика в психологии сводится по преимуществу к лабораторным (реже — к естественным) исследованиям, в ходе которых осуществляется предварительное планирование и последующая организация максимально корректных (валидных) в научно-методологическом отношении экспериментов, имеющих то или иное отношение к самым различным областям психологической науки, включая почти все направления прикладной психологии.
В частности, очень большое значение для успешного развития экспериментальной психологии имеет разработка эффективных экспериментальных методов изучения различных проблем и вопросов, связанных с психофизиологией ощущений, восприятия, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления, языка.
В последнее время экспериментальные подходы стали активно применяться в социальной психологии, а также при исследовании психологических мотиваций и эмоций.
Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:
1.Общенаучные методологические принципы: 1.Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
2.Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
3.Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2.Специфичные для психологии принципы 1.Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
2.Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
3.Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
4.Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании[править исходный текст] XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.
Методы исследования в психологии
В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.] 1.Организационная группа: Сравнительный метод
Лонгитюдный метод
Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2.Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода): Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
Экспериментальные методы Лабораторный эксперимент
Естественный эксперимент
Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент
Патопсихологический эксперимент

Психодиагностические методы Социометрия
Стандартизированные и проективные тестовые методики тест Люшера
графология

Вербально-коммуникативные методы Метод беседы Интервью Клиническое интервью

Метод опроса Анкеты и вопросники
Личностные тесты

Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы) Хронометраж
Циклография
Профессиография
Метод моделирования
Биографический метод
3.Все методы и приёмы обработки эмпирических данных: Методы математической статистики
Методы качественной характеристики полученного материала
4.Интерпретационные методы Генетический метод (анализ фаз развития)
Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей) Психография
Критика экспериментальной психологии
С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:
1.в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
2.психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:
Предмет исследования в психологии слишком сложен.
Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации[1]. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии[править исходный текст]

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения[править исходный текст]

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения[править исходный текст]

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения[править исходный текст]

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением[править исходный текст]

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований[править исходный текст]

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:
Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.
При работе с животными:
Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.
Примечания
1.↑ Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИП РАН, 1993. — С.88-95.

Список литературы[править исходный текст] Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. -М.: Аспект-Пресс, 2005. ISBN 5-7567-0373-X
Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

См. также[править исходный текст] Эксперимент Милгрэма
Закон Вебера — Фехнера
Закон Йеркса — Додсона

Классификации методов исследования в психологии
Методы исследования понятий

Ссылки[править исходный текст] Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Экспериментальная психология»
Journal of Experimental Psychology: Applied
Journal of Experimental Psychology: General
Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance
Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition
Вопросы психологии и психиатрии
Журнал «Экспериментальная психология»
Теоретическая и экспериментальная психология
Психологический словарь.
Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30
American Psychological Association. Ethics Office: Ethics Information
Обсуждение проекта этического кодекса Российского психологического

ru.wikipedia.org

НАВЕРХ

© 2012-2013 Business News. All rights reserved.

Закрыть

Зайти на сайт

Логин

Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?

Логин