О портале

Системная классификация археологической науки

Просмотр понятия


Постпроцессуальное направление Постпроцессуальная археология. Появление "постпроцессуальной" археологии в Англии в 1970-х — 1980-х годах (когда основные положения её были сформулированы Ианом Ходдером, Майклом Шэнксом, Кристофером Тиллей и другими) часто рассматривают исключительно как реакцию на "новую" археологию. Более существенным представляется то, что основные теоретические положения "постпроцессуализма" находят соответствие в эпистеме постмодернизма. Это касается основного: археологически источник рассматривается как текст, состоящий из полисемантических знаков с частым употреблением метафор [Долуханов, 2000: 22].
В отличие от сторонников "новой" археологии, постпроцессуалисты считают археологию исторической дисциплиной. Археологические реалии должны рассматриваться исключительно в конкретном историческом и социальном контексте. Они категорически против того, что поведение социальных общностей может быть выведено из особенностей типологии и стилистики материальной культуры. Содержание "типа" меняется в зависимости от контекста. Во многих случаях они отрицают само понятие "тип". Как писал Иан Ходдер, "археологи не должны втискивать свои данные в заранее сконструированные категории, следует искать многомерные и накладывающиеся Друг на друга содержательные измерения с использованием контекстуальной методологии. Следует признать реальную сложность археологических данных"... "Все археологические понятия и теории должны пройти тщательную проверку с использованием контекстуальных и этнографических данных" [Hodder, 1978].
В ряде случаев постпроцессуалисты прибегают к понятию "социального договора", определявшего соотношение интересов личности и общества. Эта европейская интеллектуальная традиция восходит к трудам Жан-Жака Руссо. Ходдер пишет: "Все культурные продукты, начиная от культурного ландшафта до стиля керамической посуды, играли роль в "переговорах", имевших целью согласование интересов индивидуума и социальной группы".
Различие между "новой" и "постпроцессуальной" археологией очень отчётливо проступает в их отношении к категории "археологическая культура (АК)". Следует отметить, что отношение к этой категории в западной археологии постоянно менялось. Начиная с 20-х годов ушедшего века, Чайлд рассматривал первобытную историю Европы как мозаику археологических культур, выделяемых на основании сходства типов артефактов и соответствовавших устойчивым схемам социального поведения первобытных коллективов [Сhildе, 1925: 43].
Неомарксистская археология. Неомарксистские подходы разнообразны, и объединяет их представление о ключевой роли классов и других социальных групп, объединенных общими интересами. В отличие от традиционного марксизма, неомарксисты отказались от материалистического понимания экономического базиса как первоосновы всего прочего в общественной жизни. Неомарксисты подчеркивают важность идеологического и символического факторов для сохранения структур власти. Как правило, они не признают эволюционистской теории Маркса о постепенном развитии способов производства и распределения власти.
Основные претензии к неомарксистской археологии совпадают с критикой, обычно адресуемой марксизму. Некоторые археологи опасаются, что, сосредоточившись в такой степени на классовой борьбе и на вопросе об отношении к власти, можно упустить из вида другие, не менее существенные факторы.