О портале

Системная классификация археологической науки

Просмотр понятия


Искуствоведческая археология Группа "искусствоведческая, вещеведческая и технологическая археология" выделена на основе трех основных компонентов археологических остатков прошлого: артефактов-ценностей, артефактов-предметов, артефактов-отбросов. Артефакты-ценности представляют собой произведения искусства или научные инструменты, которые играли большую роль в палеокультуре. Артефакты-предметы - это бытовые вещи, орудия труда. Артефакты-отбросы - это вещественные остатки технологического процесса древнего производства. Однако больше всех содействовали прогрессу искусствоведческой (классической) археологии в XBVIII веке сочинения графа Кэлюса и Иоганна Иоахима Винкельмана. Труды этих исследователей положили начало научному исследованию памятников античного искусства. Затем археологов стали интересовать артефакты-предметы, и археология приобрела вещеведческую ориентацию.Как отмечал И.Е. Забелин, "в то время, когда археологическое знание стало впервые складываться в научную систему, под именем древности и древностей все ученые разумели только древности античного мира и притом по преимуществу только древности художественные... С той поры слова "древность", "древний", "антик" стали обозначать исключительно жизнь произведения художественного, а потому и археология явилась наукою древнего античного искусства" (Забелин, 1878: 2-3). Таким образом, артефакты-ценности составляли основу собирательского периода развития археологии, так называемого периода антикваризма.
Известно, что в эпоху эллинизма широкое распространение получил особый вид литературы, называемый "периэгисис" - описание учеными -путешественниками стран, городов и главным образом памятников старины (Монгайт, 1973: 10). Под влиянием "периэгисиса" началось коллекционирование старинных вещей. Страбон (66 г. до н.э. - 24 г. до н.э.) сообщал, что в его время происходило разгробление могил в Коринфе с целью добывания вещей на продажу коллекционерам (Монгайт, 1973: 10). Увлечение коллекционированием не исчезло даже в средние века. Остались отрывочные сведения о том, что, например, франки собираль старинную римскую стекляную посуду и т.д. В эпоху возрождения страсть к коллекционированию древностей охватила широкие круги общества. Такое колекционирование охватило всю Европу, однако такое повальное увлечение древностями еще нельзя было назвать наукой. поскольку древние вещи еще не рассматривались в качестве исторического источника. И одним из первых, кто понял научное значение предметов искусства, был Клод Пейреск, который указал на важность всестороннего изучения вещей, точного обмера памятников архитектуры и изготовления гипсовых слепков скульптур. Свой вклад в становление искусствоведческой археологии как науки внесли в период антикваризма Жак Спон, Бернард де Монфокон, Бартелеми и многие другие.
Однако больше всех содействовали прогрессу искусствоведческой (классической) археологии в XBVIII веке сочинения графа Кэлюса и Иоганна Иоахима Винкельмана. Труды этих исследователей положили начало научному исследованию памятников античного искусства. Поскольку  в это время под археологией понимали  изучение памятников искусства, то Винкельман был прозван "отцом археологии" (Монгайт, 1973: 12). Его труды "История искусства древности" и "Неизвестные античные памятники" являются достойным завершением эпохи "антикваризма.