О портале

Системная классификация археологической науки

Историография археологической науки

Общая историография археологической науки

[Понятие] 

Комментарийная историография

[Понятие] 

Теоретическая историография

[Понятие] 

Хроникальная археологическая историография

[Понятие] 

Источниковая археологическая историография

[Понятие] 

Концептуальная археологическая историография

[Понятие] 

Конференции

[Понятие]

Археологические научные кадры

[Понятие]

Обзорные публикации

[Понятие] 

Дискуссии

[Понятие] 

Организационные характеристики науки

[Понятие] 

Научные археологические школы

[Понятие]

Археологическая историографическая методика

[Понятие] 

Локальная историография

Региональная историография

Страноведческая историография

Континентальная историография

Мировая историография



Общая историография археологической науки В классификационном фрагменте в качестве опорного понятия приведена <Общая историография>, задачей которой является обобщение путей исторического познания прошлого, движущих сил прогресса археологической науки, закономерностей появления и смены археологических направлений и школ, мер объективной истинности созданных ими концепций.
Комментарийная историография В качестве первого диадного понятия приведена <Комментарийная археологическая историография>, представляющая наиболее распространенный вид историографического описания основанного на простой констатации известных фактов. При этом все рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-нибудь считаются излишними, т.к., по мнению этих исследователей, всё понятно и объяснения не нужны.
Теоретическая историография В качестве второго диадного понятия приведена <теоретическая историография>, задачей  которой является анализ источниковедческой базы, характера использования археологических источников, конкретных методик исследования археологических фактов;
определение места археологических научных школ и направлений в установлении и систематизации археологических фактов;
изучение организации и форм исследовательской работы в области археологии, включая систему научных учреждений, вузов, музеев и архивов, систему подготовки кадров;
анализ проблематики археологических исследований, ее развития и расширения.
Хроникальная археологическая историография Хроникальная археологическая историография - представляет собой  раздел историографии, занимающейся описанием археологических исследований в их хронологическом порядке. Почти каждое монографическое или диссертационное исследование начинается с описания истории исследования памятника, географического района в хронологическом порядке. Чаще всего такие обзоры представляют собой сводку, содержащую характеристику публикаций, появившихся за определенный период и объединенных с помощью специальной, обычно присущей только данному обзору рубрикации.
Источниковая археологическая историография Источниковая археологическая историография - отрасль археологической историографии, изучающая историю археологического знания на основе вещественных и письменных источников. Это скорее всего обзор реферативный, который содержит, кроме этого, сводную характеристику проблем, рассмотренных в первичных публикациях, но не дает им еще критической оценки.
Концептуальная археологическая историография Концептуальная археологическая историография - отрасль археологической историографии, изучающая теоретико-методические принципы, присущие каждому направлению археологической мысли и исследованием археологических концепций, созданных различными археологическими направлениями и школами, выявлением моментов преемственности археологического знания.
Конференции Конференция – совещание представителей научных организаций для обсуждения каких-либо научных вопросов. По своему характеру конференции могут носить как внутридисциплинарный, так и междисциплинарный характер
Археологические научные кадры Археологические научные кадры – не только юбилейные статьи, некрологи, статьи об исследователях теоретического характера, в которых осуществляется анализ идей и методов наших предшественников, но и анализ структуры и динамики, мотивации и вкладов ученых археологов в умножение археологического знания (рис. 11).
Обзорные публикации Обзорные публикации - обзоры археологических публикаций. В процессе саморегулирования науки огромную роль играют обзорные публикации. Что такое обзор? Это начальная, самая первая ступень сжатия, обобщения накопленных результатов. Дальнейшие ступени - монография, учебник. Ясно, что из указанных этапов укрупнения знаний обзор наиболее оперативен. В то же время он представляет собой часть сквозного процесса изменения научных представлений, отбора новых результатов с целью их отчуждения в форме признанного достоверного знания.  Выполняя эти свои роли, обзоры связывают науку в единое целое, сохраняют ее жизнеспособность, оберегают ее от опасности быть захлестнутой массой отрывочных сведений, добываемых повторно и, следовательно, впустую (3.В. Тодрес. Что дает обзор?http://www.google.ru/search?q=cache:MsbTabkCYjQJ:vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/SCILANG/REV.HTM+%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0+%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&hl=ru
Историографические статьи обзорного плана отличаются большим количеством ссылок и не являются собственно-научными, а принадлежат скорее к обзорным статьям, открывающим доступ к последним публикациям в той или иной области, кратко пересказывая их содержание. Это верно, по-видимому, как для археологии, так и для эстетики, истории, литературоведения, международного права и даже для более точных наук, таких, как физика и биохимия. Единственное новое открытие, о котором можно сказать, состоит в том, что различие между обзорными и исследовательскими статьями оказалось не столь значительным, как этого можно было бы ожидать: оба типа статей в настоящее время незаметно переходят друг в друга.
Дискуссии Предполагают получение экспертных оценок путем логического анализа археологических источников в ходе обсуждения проблемных областей археологической науки.
Организационные характеристики науки Организационные характеристики науки – это раздел историографии, в рамках которого исследуются типы организации и форм исследовательской работы в области археологии. Они включают систему научных учреждений, вузов, музеев и архивов, систему подготовки кадров и тд.
Научные археологические школы В последние годы все большее распространение получают самообзоры - обобщающие статьи, дающие сводку достижений той или иной отдельной археологической научной школы. Как правило, их тоже можно относить к разряду аналитических.  Научные археологические школы, представляет направление, занятое исследованием археологических научных школ в процессе их возникновения, расцвета и упадка, а также вопросов преемственности, различных форм взаимодействия.
Некоторые специалисты по истории археологии рассматривают эти научные школы как парадигмы – комплексы исходных постулатов и подходов, получавших столь широкое признание, что они послужили основой для развития главных направлений археологических исследований.
Однако на практике более ранние школы продолжали сосуществовать с более поздними, и развитие археологии представляет собой скорее слияние различных школ, чем их последовательную смену.
Понятие научная школа подразумевает идейную и методологическую направленность, унаследованную от предшественников.
В другом случае – это группа учеников какого-то видного ученого – даже если их пути в науке разошлись очень далеко. В этом случае – это высокая планка, заданная примером учителя.
Особенностью научных школ являются:
1) преемственность идей и подходов в науке.
2) организация
3) степень групповой сплоченности во имя решения поставленной задачи.
В таких школах выработана жесткая профессиональная этика и чувство цеховой солидарности.
Вторым качеством научной школы является коллективная память – комплекс преданий, воспринятых в юности как свои, оперативный научный обмен, осуществляемый по формальным и неформальным каналам.
Археологическая историографическая методика Под археологической историографической методикой понимается последовательность конкретных процедур, реализация которых обеспечивает достижение заданной цели историографического исследования.