О портале

Системная классификация археологической науки

Методологические основания археологии

Общие метологические основания археологии

Содержательная методология

[Понятие] 

Формальная археологическая методология

[Понятие] 

Археологическая статистика

[Понятие] 

Археологическая эвристика

[Понятие] 

Археологическая прогностика

[Понятие] 

 

 

 

 

 

 

Научный подход

[Понятие] 

Поисковый подход

[Понятие] 

 

Методичный подход

[Понятие] 

Экспериментальный подход

[Понятие] 

Системный подход

[Понятие] 



Содержательная методология в качестве понятий диадной группы включены содержательная и формальная археологические методологии. "Первая включает в себя следующие проблемные области: структуру научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структурный и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности.
Формальная археологическая методология Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д." (Философский словарь, 1983: 366-367).
Археологическая статистика В качестве первого триадного понятия вводится понятие археологической статистики, под которым в данном случае понимается статистическая археологическая методология, которую упрощенно можно определить как науку о сравнении двух или более археологических объектов с целью извлечения информации обо всей совокупности этих объектов. Статистика в диадно-триадной группе делится на содержательную (дескриптивную, классификационную) и формальную (квантитативную, количественную). Хотя статистические методы применялись еще в довоенные годы, лишь совместные работы Брейнерда и Робинсона, показавшие возможность статистически решать археологические задачи, можно считать зарождением статистической методологии (Braynard, 1951; Robinson, 1951). Значение этого раздела велико в силу самого статистического характера археологических гипотез. Иллюстрацией таких статистических корреляций служит пример с зимней и летней стоянками индейцев племени навахо, где было обнаружено разное количество животных при неизменном характере зимнего и летнего употребления мяса. Различия количественных соотношений объясняются охотой в зимнее время на молодых, а в летнее - на старых животных, кости которых сохраняются в силу большей плотности старых костей. Значение статистического подхода здесь важно в силу значимости отношения релевантности между посылками и заключением объяснения, а вовсе не отношения логического следования.
Археологическая эвристика Под археологической эвристикой понимается раздел науки, изучающий эвристическую деятельностью. Это специальный раздел о мышлении археологов. Его основной объект - творческая деятельность, важнейшие проблемы - задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций, о которых начинают упоминать в археологической литературе) (Захарук, 1973: 3-15), поиск нового для субъекта и общества, структурирование описания (на основе классификаций типа периодической системы (Гражданников, Холюшкин, 1990)  или систематики Линнея) (БСЭ, Т.29: 559). В археологии и истории, однако, термин "археологическая эвристика" понимается достаточно узко. Как и историческая эвристика Ю, это - раздел археологической и исторической библиографии, в функции которого входит отыскивание источников с необходимой информацией по заданным темам исследования Клейн, 1978: 13). Археологическая эвристика делится в диадно-триадной группе на содержательную (классификационную) и формальную (формализованную, квантификационную).
Археологическая прогностика Методологическая прогностика - наука о законах и способах прогнозирования (БСЭ, Т. 21: 20). Различаются содержательная (качественная, классификационная) и формальная (количественная, классификационная) прогностики. В археологии термин "прогностика" практически не применяется, хотя необходимость в историческом прогнозировании становится все более очевидной. Предполагается, что этот раздел будет заниматься экстраполяцией в будущее трендозаконов и слежение за ними (трендомониторинг).
Научный подход Альтернативно-тождественное понятие "научный подход" обозначает и метод, и учение о методе одновременно.
Поисковый подход В пентадной группе поисковый подход представляет собой поиск нового, еще не известного науке знания. В археологии этот подход занимает одно из первых мест по своей значимости. Поисковый подход первичен по отношению к проверочному подходу, ибо проверка есть, частный случай научного поиска.
Методичный подход Методичный подход предполагает изучение всех возможных разновидностей археологических артефактов и памятников без каких-либо произвольных пропусков.
Экспериментальный подход Экспериментальный подход заключается в создании полностью контролируемой ситуации, т.е. такой комбинации объектов, что каждый из них действует на другие только в соответствии с одним законом или закономерностью. Экспериментальный подход первичен по отношению к системному, представляющему собой совокупность взаимосвязанных экспериментов. Если хотя бы один эксперимент протекает в неконтролируемых условиях, все системное исследование обречено на неудачу. Нетрудно проследить при этом системные связи поискового  проверочного подходов со статистикой и содержательной археологической методологией, а также экспериментального и системного подходов с прогностикой и формальной археологической методологией.
Системный подход Системный подход - это учет всех основных взаимодействий в данной совокупности объектов. В археологии дискуссии о системном подходе были начаты в 60-е годы Л. Бинфордом. Согласно его представлениям и взглядам приверженцев этого направления, системный подход помогает формулировать проверяемые гипотезы и строить модели человеческого поведения (Сокулер, 1987: 155-157). При этом превалирующим является экологический подход, подчеркивающий системный характер взаимоотношения людей и их естественной среды. В рамках этого подхода различные подсистемы данной культуры - экономика, политика, религия - рассматриваются по отношению друг к другу и к природной среде (Сокулер, 1987: 155-157).