О портале

Системная классификация археологической науки

Археология

Общая археология

[Понятие]

Полевая археология

[Понятие]

Реконструктивная археология

[Понятие]

Искуствоведческая археология

[Понятие] 

Вещеведческая археология

[Понятие] 

Технологическая археология

[Понятие] 

Полевая искусствоведческая археология

Реконструктивная искусствоведческая археология

Полевая вещеведческая археология

Реконструктивная вещеведческая археология

Полевая технологическая археология

Реконструктивная технологическая археология

Археологические методы

[Понятие]

Локальная археология

Региональная археология

Страноведческая археология

Континентальная археология

Мировая археология



Общая археология Приводимый в качестве опорного понятия раздел общей археологии в настоящее время находится еще в стадии формирования, хотя сам термин "общая археология" был впервые в советской литературе предложен еще в 20-х годах С.А. Жебелевым (Рис.3). Однако практически он не употреблялся и был вновь восстановлен лишь 15 лет назад Я.А. Шером (1972: 56).
Поэтому не существует и единой концепции общей археологии. Так, для Ю.Н. Захарука это область собственно методологических проблем каждой науки, теории ее предмета и познания Захарук, 1970: 7-16; 1972: 43-46). В.Ф. Генинг в качестве основной задачи общей археологии рассматривает исследование "вопросов, связанных с организацией научной деятельности археологов, в результате которой получаются новые знания по истории отдельных древних обществ. Здесь сосредоточен весь механизм, приводящий в действие систему науки и аргументирующий это движение с точки зрения логики познания общественных структур по археологическим источникам" (Генинг, 1983: 21).
Я.А. Шер, по сути дела, включает в общую археологию все основные разделы археологии Шер, 1976: 77-79). Данное понимание структуры общей археологии следует считать слишком широким, поскольку общая археология по отношению к археологии в целом является частной наукой и служит лишь разделом последней.
Полевая археология Выделение полевой археологии является общепризнанным. Как известно, археолог начинает свою работу с фиксации и раскопок ископаемых объектов прошлого. Процесс этот отнимает большую часть времени исследователя и завершается, по мнению ряда ученых, созданием отчета о раскопках. Поэтому полевая археология является первичной по отношению к реконструктивной археологии. Реконструктивная археология обычно не выделяется как самостоятельный раздел археологии, но в действительности очевидно, что есть две стадии в любом археологическом исследовании: раскопки и реконструкции.
Реконструктивная археология Реконструктивная археология - вторая стадия исследования, которая  обычно связывается с систематизацией, реконструкцией пространственных и временных структур исследуемых археологических комплексов. Результатом этой стадии исследования являются статьи и монографии, в которых на основе вещественных памятников реконструируется конкретный исторический процесс и вскрывается механизм общественного развития. При этом нам представляется неправомерным рассмотрение реконструктивной археологии в качестве уровня, предшествующего эмпирическому уровню (Башилов, Лооне, 1986: 198), поскольку специфика эмпирической археологии определяется не задачами, а методами исследования. Не следует путать реконструктивную археологию с теоретической археологией, которая является разделом археологической методологии.
Искуствоведческая археология Группа "искусствоведческая, вещеведческая и технологическая археология" выделена на основе трех основных компонентов археологических остатков прошлого: артефактов-ценностей, артефактов-предметов, артефактов-отбросов. Артефакты-ценности представляют собой произведения искусства или научные инструменты, которые играли большую роль в палеокультуре. Артефакты-предметы - это бытовые вещи, орудия труда. Артефакты-отбросы - это вещественные остатки технологического процесса древнего производства. Однако больше всех содействовали прогрессу искусствоведческой (классической) археологии в XBVIII веке сочинения графа Кэлюса и Иоганна Иоахима Винкельмана. Труды этих исследователей положили начало научному исследованию памятников античного искусства. Затем археологов стали интересовать артефакты-предметы, и археология приобрела вещеведческую ориентацию.Как отмечал И.Е. Забелин, "в то время, когда археологическое знание стало впервые складываться в научную систему, под именем древности и древностей все ученые разумели только древности античного мира и притом по преимуществу только древности художественные... С той поры слова "древность", "древний", "антик" стали обозначать исключительно жизнь произведения художественного, а потому и археология явилась наукою древнего античного искусства" (Забелин, 1878: 2-3). Таким образом, артефакты-ценности составляли основу собирательского периода развития археологии, так называемого периода антикваризма.
Известно, что в эпоху эллинизма широкое распространение получил особый вид литературы, называемый "периэгисис" - описание учеными -путешественниками стран, городов и главным образом памятников старины (Монгайт, 1973: 10). Под влиянием "периэгисиса" началось коллекционирование старинных вещей. Страбон (66 г. до н.э. - 24 г. до н.э.) сообщал, что в его время происходило разгробление могил в Коринфе с целью добывания вещей на продажу коллекционерам (Монгайт, 1973: 10). Увлечение коллекционированием не исчезло даже в средние века. Остались отрывочные сведения о том, что, например, франки собираль старинную римскую стекляную посуду и т.д. В эпоху возрождения страсть к коллекционированию древностей охватила широкие круги общества. Такое колекционирование охватило всю Европу, однако такое повальное увлечение древностями еще нельзя было назвать наукой. поскольку древние вещи еще не рассматривались в качестве исторического источника. И одним из первых, кто понял научное значение предметов искусства, был Клод Пейреск, который указал на важность всестороннего изучения вещей, точного обмера памятников архитектуры и изготовления гипсовых слепков скульптур. Свой вклад в становление искусствоведческой археологии как науки внесли в период антикваризма Жак Спон, Бернард де Монфокон, Бартелеми и многие другие.
Однако больше всех содействовали прогрессу искусствоведческой (классической) археологии в XBVIII веке сочинения графа Кэлюса и Иоганна Иоахима Винкельмана. Труды этих исследователей положили начало научному исследованию памятников античного искусства. Поскольку  в это время под археологией понимали  изучение памятников искусства, то Винкельман был прозван "отцом археологии" (Монгайт, 1973: 12). Его труды "История искусства древности" и "Неизвестные античные памятники" являются достойным завершением эпохи "антикваризма.
Вещеведческая археология Тройная классификационная группа"искусствоведческая, вещеведческая и технологическая археология" выделена на основе трех основных компонентов археологических остатков прошлого: артефактов-ценностей, артефактов-предметов, артефактов-отбросов. (Гражданников, Холюшкин. 1990).
Артефакты-ценности представляют собой произведения искусства или научные инструменты, которые играли большую роль в палеокультуре.
Артефакты-предметы - это бытовые вещи, орудия труда.
Артефакты-отбросы - это вещественные остатки технологического процесса древнего производства.
Затем археологов стали интересовать артефакты-предметы, и археология приобрела вещеведческую ориентацию. Следует отметить, что еще в XVI веке смотритель сада в Ватикане, минералог Михаил Меркати высказал предположение, что "громовые" топоры и стрелы были орудиями первобытных людей, но его сочинения были опубликованы лишь в 1717 году. Первым, кто показал значение массового материала в археологии был Пит-Риверс, который подобно тому как это сделал Питри в Египте, подчеркивал, что рядовые вещи, обычные и типичные, имеют для социологического изучения такое же, если не большее значение, чем уникальные вещи и произведения искусства (Монгайт, 1973: 32-33). Он пришел так же к мысли о том, что все материальные объекты развиваются эволюционным путем и могут быть расположены в порядке типологической последовательности (Монгайт, 1973: 31-32). Дальнейшее развитие типологический метод нашел в трудах О. Монтелиуса, Г. Гильденбранда, Н.Оберга, Мортилье, В.А.Городцова. и рада других исследователей.
Технологическая археология В настоящее время все большим вниманием пользуется изучение артефактов-отбросов, что позволяет восстановить технологию процесса материального производства.
Археологические методы Археологическая методология - это совокупность всех известных археологических методов. В данном случае методология и методы рассматриваются как синонимы.